А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Кормчая книга - сочинение




Кормчие книги пришли к нам из Византийской империи, в которой они являлись руководством при управлении церковью и в церковном суде. Восходят они к византийскому Номоканону, составленному в 6 веке константинопольским патриархом Иоанном Схоластиком. Во 2-й половине девятого века, Номоканон был переведён для болгарской церкви и затем распространён на Руси. С конца 13 века, Номоканоны в русской переработке получили название «Кормчие книги». На Руси они дополнялись нормами светского права. В 1274г. на церковном соборе во Владимире митрополит Кирилл предложил в качестве руководства для управления церковью Кормчую книгу, переведенную около 1225г. в Сербии с греческого языка на церковнославянский. В 13 веке появилась еще одна разновидность Кормчей книги, в которой были сведены воедино некоторые элементы Болгарских и Сербских Кормчих книг.

Эта книга получила название Софийской редакции и была дополнена статьями Русской правды, уставами русских князей и т.д. В конце 15 - начале 16 вв. Кормчая книга из-за значительного числа разночтений подверглась пересмотру. В 1649 г. в Москве при царе Алексее и патриархе Иосифе было предпринято первое печатное издание Кормчей книги. В основу этого издания легла рязанская редакция, близкая к сербскому переводу св. Саввы. Печатание Кормчей книги закончилось в 1650 году. Патриарх Никон подверг только что изданную Кормчую книгу ревизии. Им было исправлено 50 страниц книги; в свою очередь в новую Никоновскую редакцию были внесены существенные дополнения. В 1653г. экземпляры печатной Кормчей книги были разослали по епархиям, монастырям, приходам. Высланы они были и на Балканы - в Болгарию и Сербию. Печатная Кормчая книга в первой, Иосифовской, редакции была переиздана в Варшаве старообрядцами в 1786г., а через 100 лет в 1888г., ее перепечатали в московской единоверческой типографии. Последнее издание Иосифовской редакции печатной Кормчей книги вышло в Москве в 1913г. В 1787г. Синод переиздал Никоновскую редакцию Кормчей книги с некоторыми изменениями, включая перестановку глав. Эта книга была переиздана также в 1804, 1810, 1816, 1827 и 1834 годах; после 1834г., выпуск очередных переизданий прекратился.


 
Введением в печатную Кормчую книгу в Никоновской редакции послужило несколько исторических сказаний: об установлении автокефалии Русской, Болгарской и Сербской Церквей, о крещении Руси и поставлении в ней Патриархов, о поставлении на царство Михаила Федоровича Романова и на патриаршество его отца Филарета, сказание о семи Вселенских Соборах, сказание о шестнадцати Соборах (Вселенских и Поместных), правила которых вошли в Кормчую книгу. Затем следует "Номоканон" Патриарха Фотия с двумя предисловиями; гражданские законы, помещенные в греческом "Номоканоне" под этими титулами, перенесены в 44-ю главу Кормчей книги. Первая часть Кормчей книги состоит из 41-й главы. Главы с 1-й по 37-ю содержат канонический "Синопсис" с толкованиями Аристина, а в некоторых местах - толкованиями Зонары и еще одного неизвестного толкователя. Главы 38-41 составляют дополнения к "Синопсису". С 42-й главы начинается вторая часть печатного издания Кормчей книги, которая содержит, в основном, законы византийских императоров: сборник из 87 титулов Иоанна Схоластика (гл. 42); три новеллы императора Алексия Комнина о церковном обручении и венчании браков (гл. 43); гражданские законы из "Номоканона" Патриарха Фотия (гл. 44); извлечения из законов Моисея о наказаниях за преступления (гл. 45); "Закон судный людем" - болгарская компиляция, в основу которой легла "Эклога" (гл. 46); полемическое сочинение против латинян Никиты Стифата XI в. и другое полемическое сочинение неизвестного автора, направленное против латинян (гл. 47-48); "Градский закон" - полный перевод "Прохирона" (гл. 49); "Эклога" Льва и Константина с сокращениями (гл. 50); статья "О браках" (гл. 51); византийские статьи на тему о незаконных браках (гл. 52); "Томос единения" - 920 г. (гл. 53); канонические ответы Патриарха Николая Грамматика (гл. 54); канонические ответы Никиты, митрополита Ираклийского, относящиеся к концу XI века (гл. 55); правило св. Мефодия, Константинопольского Патриарха (IХ в.), о принятии в Церковь отпадших от Православия (гл. 56); "правило иереом, иже не облачаются во вся священныя ризы." (гл. 57); извлечения из правил Патриарха Константинопольского св. Никифора Исповедника (гл. 58); отрывки из канонических ответов, принадлежащих архиепископу Димитрию Хоматину (гл. 59); "Архиерейское поучение новопоставленному священнику", единственная статья русского происхождения (гл. 60); канонические ответы Патриарха Александрийского Тимофея, дополнительные к его ответам, помещенным в 32-ю главу Кормчей книги (гл. 61); правила Василия Великого о монастырях и монахах (гл. 62-65); статья "О священных одеждах и особах" (гл. 66-69); трактат Тимофея, Константинопольского пресвитера VI века, о приеме в Церковь еретиков (гл. 70); выписки из "Пандект" греческого монаха Никона Черногорца, жившего в XII веке, о важности церковных правил (гл. 71). В конце Кормчей книги вне глав, по указанию Патриарха Никона помещены три статьи: "Известие" о названии и издании этого сборника, подложная дарственная грамота Константина Великого папе Сильвестру и "Сказание" об отделении Римской Церкви от Восточной. В Соборное уложение 1649г. из Кормчей книги взяты постановления из Моисеева закона (глава 45), из закона градского «И по государеву, цареву и великого князя Алексея Михайловича всея Русии указу, бояре князь Никита Ивановичь Одоевской с товарыщи, выписав ис правил Святых Апостол и Святых Отец, и из градских законов греческих царей», (глава 49), из Второзакония (24-е правило Карфагенского собора). На самом же деле, Кормчая книга, хотя и относится к источникам Соборного уложения 1649г., оказала на него лишь незначительное влияние. По сути, она лишь являлась основанием того, почему вводится то или иное узаконение, с целью опереть их на авторитет Кормчей книги, как общепризнанного в России церковно-юридического документа. Следует также отметить наличие в Соборном уложении многочисленных ссылок на градский закон, что было довольно-таки нелепо, ввиду того, что его жестокие византийские наказания восходили еще к IX веку.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Кормчая книга. Поищите еще с сайта похожие.

Другие сочинения по зарубежной литературе

Другие сочинения по зарубежной литературе


Сочинение на тему Кормчая книга, Другие сочинения по зарубежной литературе