А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Характеристика образа Маркелова и Марианны - сочинение


Тургенев придает Маркелову черты фанатической непреклонности, сообщая, что он «жил спартанцем и монахом», что он был «человек упрямый», «неустрашимый до отчаянности» и «на все готовый». Он не только предан делу, но и глубоко верит в его конечный успех и в готовность народа к революции. Это — революционер, сильный духом, настойчивостью и энергией, мужественный и неукротимый. Таких людей было немало среди революционеров 70-х годов. Однако Тургенев как бы снижает облик Маркелова замечанием, что он решился «бунтовать крестьян», разочаровавшись в надеждах на возможность личного счастья.
Драматический аспект изображения народничества в образе Маркелова переходит в трагический в повествовании о личности и судьбе Нежданова — этого «романтика реализма» в революционном движении, как определил своего героя сам Тургенев. Трагедия Нежданова как народника-революционера раскрывается в романе в столкновении романтических представлений о жизни и революционной борьбе с суровой правдой действительности. Эта коллизия характерна' и для судьбы Маркелова, и Остродумова, и вообще для всего народнического движения в изображении Тургенева.

Возвышенный и благородный облик революционной молодежи 70-х годов Тургенев особенно рельефно и ярко воплотил в личности Марианны. «Марианна принадлежала к особенному разряду несчастных существ (в России они стали попадаться довольно часто)», — пишет Тургенев в духа народного сочувственного отношения к девушкам-революцион неркам. «Справедливость удовлетворяет, но не радует их, а несправедливость, на которую они страшно чутки, возмущает их до дна души». «Если я несчастна, то не своим несчастьем,— говорит Марианна Нежданову.— Мне кажется иногда, что я страдаю за всех притесненных, бедных, жалких на Руси...». Здесь Марианна напоминает Лизу и Елену. Но она уже и человек новой эпохи. «Нет, не страдаю — поправляется она, а негодую за них, возмущаюсь... я за них готова... голову сложить». Тургенев не вкладывал таких слов в уста своих прежних героинь: они родились в ходе развития движения в России, непосредственным участником которого стала передовая русская девушка.

Будучи одна, Марианна делала то, что могла, став учительницей в сельской школе. С сознанием глубокой ответственности она смотрела на свои занятия с крестьянскими детьми, видя в этих занятиях долг передовой интеллигенции перед народом, которого Калломейцевы желали бы и дальше держать в невежестве и темноте. В этом смысле Марианна,
действовала по заветам Добролюбова и Ушинского. Но ей этого было мало, она жаждала революционного подвига. Нежданов открывает перед нею такую возможность.



 
Наташа и Елена шли за своими избранниками. В отношениях Нежданова и Марианны совсем нет такой ситуации: оя вовсе не вождь и не духовный руководитель ее. Они как бы равны между собой, и Нежданов даже скоро почувствовал ее превосходство над ним, ту внутреннюю силу убежденности и веры, которой не хватало ему самому. Не он идеал для Марианны, а сама Марианна «стала для Нежданова воплощением всего хорошего, правдивого на земле, воплощением неиспытанной им семейной, сестриной, женской любви,— воплощением родины, счастья, борьбы, свободы». Марианна уже не «накануне», для нее пришел «настоящий день», к которому она была готова,— день революционной борьбы, все разгоравшейся в самой русской действительности 70-х годов, вызывая восторг в одних, страх и ненависть в других. Роман «Новь» давал во многом справедливую критику народнического движения с его верой в общинные начала, идеализацией пореформенного крестьянства и непониманием социальных процессов, происходивших в деревне. Тургенев убедительно показал в романе иллюзорность надежд народников на то, что крестьяне пойдут за ними, их неумение сблизиться с народом. Арест Маркелова воссоздает типическую деталь в судьбе революционной молодежи 70-х годов периода ее «хождения в народ». Тургенев не погрешил против исторической истины, заставив другого героя романа —Нежданова решить его сомнения и колебания самоубийством. И такие случаи имели место в истории народнического движения на почве неудач «хождения в народ» и утраты веры в торжество самой народнической идеи. Трагедия передовой молодежи, искренне желавшей послужить народу, но пошедшей по неправильному пути, с глубоким сочувствием показана Тургеневым. Но либеральные взгляды писателя привели к тому, что вместе с критикой народнического метода действий им была отвергнута и самая идея революционного преобразования России. «Плуг в моем эпиграфе не значит революция — а просвещение»,— писал Тургенев М. М. Стасюлевичу. Положительным героем в романе оказался умеренный народник Соломин. Соломин все надежды возлагает на постепенное развитие пропаганды в деревне. Отчасти в этом образе нашла свое отображение «мирная» линия в народническом движении. Но больше всего Тургеневу импонируют в Соломине его практичность, его характер постепеновца. Писатель считал, что России именно и нужны люди типа Соломина, трудолюбиво и терпеливо работающие на пользу народа, люди демократически и оппозиционно настроенные, связанные с народными массами, но не увлекающиеся программами.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Характеристика образа Маркелова и Марианны. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Другие сочинения по зарубежной литературе > Характеристика образа Маркелова и Марианны
Другие сочинения по зарубежной литературе

Другие сочинения по зарубежной литературе


Сочинение на тему Характеристика образа Маркелова и Марианны, Другие сочинения по зарубежной литературе