А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Другие сочинения по русской литературе > Бытовые повести русской литературе XVII века
Бытовые повести русской литературе XVII века - сочинение
Наряду с воинской повестью, отражавшей героические события в жизни народа, в XVII в. появился новый жанр - бытовая повесть, в которой ставились уже морально-этические и социальные проблемы. К числу таких повестей следует отнести «Повесть о Горе-Злочастии», «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о купце», «Повесть о Фроле Скобееве», «Повесть о Карпе Сутулове» и др. Их герои - обыкновенные люди, купеческие и дворянские дети, но они по-разному проявляют себя в условиях патриархального быта. К литературным памятникам конца XVII в., раскрывающим нравственные проблемы, относится и «Повесть о купце». По своему содержанию она близка к повестям о Савве Грудцыне и о Горе-Злочастии, народным сказкам о благодарном мертвеце и отчасти некоторым мотивам древней демонологической литературы. «Повесть о купце» является наглядным примером взаимовлияния литературы и устного поэтического творчества. Действие повести происходит в «некоторой стране», в семье «славного, богобоязненного и нищелюбивого» купца. В этом произведении действие развивается в двух планах: бытовом и сказочном. Бытовая сторона повести вводит нас в реальную обстановку купеческого быта XVII в. Купеческий сын, выросший в деловой среде, очень рано постиг премудрости торговли и поразил родителей знанием цен на торгу. Правдиво показаны и отношения в купеческой среде людей, связанных далекими торговыми поездками. “Корабельщики из родных краев, зная отца купеческого сына, посадили его без платы на корабль, разрешили даже провезти мертвое тело (нельзя хоронить в некрещенной земле христианина), дали в долг сто рублей. Изобилует бытовыми деталями сцена сватовства, венчания и свадебного обряда купеческого сына и царской дочери, путешествие его к отцу с подводами, нагруженными драгоценностями и т. д.
Вместе с тем в повести обильно представлены мотивы народных сказок 3. Путь героя, как и в сказках, лежит через лес, непроезжую дорогу в пятьсот верст, тридцать лет уже заложенную разбойниками. Сказочна встреча с чудесным помощником, который держит в руках железные клещи и по сказочному ставит условие, чтобы купеческий сын во всем его слушался. На пути героев - стан разбойников. Они замышляют погубить купеческого сына во сне, но чудесный помощник один побеждает их. В дальнейшем слуга дает разумные советы купеческому сыну, помогает в женитьбе на царевне, спасает героя от змея и приводит к счастью. Сказочен и мотив змея и семидесяти змеенышей, заключенных в царевне. В центре внимания автора повести добродетельный купеческий сын, который вырос в патриархальной семье, отличается умом и благонравием. Собираясь уехать торговать за море, он просит благословения родителей (в отличие от героя повести о Горе-Злочастии) и, уезжая, отдает «им земной поклон». Здесь, собственно, как и в повестях начала XVIII в. (о Василии Корнетском) нет конфликта между детьми и родителями. Купеческая семья отлично понимала выгоду заморских поездок и радовалась богатству и счастью сына. Повесть прославляет жизненный успех умного и находчивого человека. Чем объясняет автор такое сказочное возвышение своего героя? Он добрый, гуманный, верный слову человек и потому достоин счастья. Эта черта характера купеческого сына подчеркивается автором неоднократно; в начале повести он послушный сын своих родителей. Древнерусская мораль требовала безусловного уважения к старшим и считала это качество обязательным для положи* тельного героя. Он беспокоился не раз, чтобы родителям «не было печали» от его поступков, «плакал горько и рыдал о разлуке» с ними. Получив богатство и женившись на прекрасной царевне, купеческий сын прежде всего направился к родителям. Доброта героя обнаруживается и в эпизоде с чудесным помощником, который предложил купеческому сыну разрубить царевну пополам, чтобы поделить все приобретенное по договору. Купец заплакал, он был готов совсем отказаться от жены, чтобы не губить ее и сказал помощнику^ «Возьми ты ее себе живую». Не избежал автор и влияния демонологических мотивов в повести. Это связано с образом царевны, в которой было заключено гнездо большого змея. Ангел разрубил царевну пополам, перекрестил ее и избавил от змеенышей. Эта сцена напоминает нам повесть о бесноватой Соломонии и другие произведения демонологической литературы древней Руси. Неизвестный автор повести находился, несомненно, под влиянием религиозной идеологии. Это проявилось особенно отчетливо в двух эпизодах: похоронах мертвеца на острове в монастыре чудотворца Николая и превращении чудесного помощника в ангела, Убедившись в доброте купеческого сына, помощник спросил его: «Знаешь ли ты меня?» Купец ответил: «Поистине не знаю». Тогда он поведал купцу: «Я ангел божий». И ангел объяснил, что царство и богатство купеческий сын получил за добродетель, за то, что выкупил у заимодавца мертвое тело и похоронил его с честью. Мысль о награде человеку за уважение к мертвому вполне соответствовала народным представлениям о морали. Ведь и в русском фольклоре герой обязан был похоронить мертвую голову с честью. А когда Василий Буслаев, новгородский былинный герой, нарушил эту признанную народом традицию, он был наказан смертью. «Повесть о купце» своим идейным содержанием как бы противостоит двум другим повестям XVII в.- «Повести о Горе-Злоча» стии» и «Повести о Савве Грудцыне». Герои их - Савва и неизвестный добрый молодец - нарушили заветы старины, вошли в конфликт с «отцами», стали на путь греха, попали во власть темной нечистой силы и должны были искать искупления в монастыре. Купеческий сын из «Повести о купце» поступил иначе. Он не пил в кабаке, не соблазнял чужой жены, а, находясь в полном согласии с родителями, совершил гуманный поступок. Но с точки зрения купечества он сделал невыгодную сделку - купил мертвое тело: «Чего я наделал,- воскликнул купец,- четыреста рублей истратил, а что купил, не знаю!». Однако автор привел своего героя к сказочному возвышению именно потому, что воспитывал в своих читателях чувство добра и гуманизма, эта тенденция была присуща и народным русским сказкам о благодарных мертвецах.

Читать новости:




Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Другие сочинения по русской литературе

Другие сочинения по русской литературе


Сочинение на тему Бытовые повести русской литературе XVII века, Другие сочинения по русской литературе



Больше всего просматривают

  1. Сочинение на тему капитанская дочка
  2. В чем смысл жизни сочинение
  3. Описание внешности человека сочинение
  4. Сочинение на тему Дубровский благородный разбойник
  5. Образ Луки в пьесе на дне
  6. Легко ли быть молодым
  7. Сочинение на тему Россия
  8. Сочинение на тему моя любимая фотография
  9. Мои увлечения сочинение
  10. Анализ стихотворения Брюсова юному поэту
  11. Что значит быть интеллигентным человеком?
  12. Сочинение Тарас бульба
  13. Сочинение про друга
  14. Сочинение о животных
  15. Сочинение на тему отцы и дети