А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Другие сочинения по русской литературе > Краткий сюжет трагедии «Царь Борис»
Краткий сюжет трагедии «Царь Борис» - сочинение
В основе сюжета трагедии “Царь Борис” - бесплодная борьба Бориса с призраком убитого, борьба, приводящая к гибели самодержца нового типа. Убийство царевича, будучи, по определению, деянием безнравственным, оказалось “ошибкой” и в политическом смысле; иначе, по разумению Толстого, не могло и случиться. Мы не знаем, каким был бы сюжет последней части толстовской трилогии, если бы она называлась “Дмитрий Самозванец”. Но в трагедии Хомякова, которая называется именно так, сюжет разворачивается с подобной же нравственной установкой, но, что называется, “с точностью до наоборот” в отношении к действующим героям. Хомяковский Димитрий, как и “фантом” Толстого, не отождествляется с Григорием Отрепьевым. В рассуждениях победившего Лжедмитрия побежденный Борис Годунов также выступает неким “фантомом” - и почему-то никак не забывается: Но восстать, как я, Против царя Бориса - вздумать страшно!.. О, этот Годунов был исполин! Лукав, хитер, своей высокой славой Он полнил мир, и я пошел на бой Один, один, - лишь с именем забытым Да с совестью Бориса. Я позвал Могущего к ответу за злодейство И за престол похищенный… Еще в первом действии трагедии правдолюбивый дьяк Тимофей Осипов предлагает Самозванцу самый нравственный выход из его положения: Оставь престол! Тобою совершились Чудесные Всевышнего судьбы, Свершилась казнь над родом Годунова, Святоубийцы. Но оставь престол И грешный дух очисти покаяньем… Лжедмитрий в глазах народного “правдолюбца” совершил благое для Руси деяние. Кто бы он ни был, “Григорий, беглый инок”, или другой кто, он стал символом искупления народа от “греха царя-святоубийцы”: Ты - Божий меч, каратель преступленья, Лежащего над русскою страной. Не посрами Его могущей длани…
И при .этом не следует забывать, что Не твое Наследие потомков Мономаха Венец златой и бармы не твои. Оставь престол!.. Требование хомяковского дьяка Осипова соответствует представлению о нравственности, но противоречит логике российской самодержавной власти. Борис Годунов, действительно радевший об интересах Руси, был харизматическим лидером, занявшим трон не будучи “потомком Мономаха”, а благодаря лишь собственным качествам политика. Поэтому с точки зрения вековой идеологии самодержавия он явился царем нелегитимным и был обречен на то, чтобы народная молва обвинила его в причастности к гибели единственного легитимного наследника престола царевича Димитрия; пользуясь выражением Толстого, “он должен быть виновным”. Нелегитимность Бориса была использована Лжедмитрием, ибо народ поверил в его “чудесное спасение”; на гребне этой веры он и взошел на престол. Он, “легитимный” наследник престола, должен “оставить” его? на каком же основании? Показательно, что в исторической перспективе и Борис Годунов, и Лжедмитрий делали одно дело: оба были своеобразными “предшественниками” Петра Великого, пристрастными к “немцам” и ориентированными на Запад. Герой трагедии решительно не похож на исторические представления о нем. В отличие от своих литературных предшественников, героя трагедии А. П. Сумарокова или думы Рылеева, он не оказывается традиционно жалким “тираном”, но несет важную историческую идею, соотносимую с той, которая заключалась и в личности исторического Лжедмитрия. В “Записках А. О. Смирновой…”, выпущенных ее дочерью, некоторые салонные “диалоги” (в которых мемуаристка выступает в роли “стенографистки”, записывающей реплики в спорах известных людей), несомненно, имеют реальную основу. В одном из таких “исторических споров”, происшедшем в салоне Карамзиных весной 1832 года, участвуют Пушкин, Хомяков, Вяземский, П. Полетика, Блудов, Дашков и т. д. Где-то около этого времени Хомяков прочел у Карамзиных. “Вероятно, - констатирует современный историк, - если бы в распоряжении Годунова оказалось еще несколько спокойных лет, Россия более мирно, чем при Петре, и на сто лет раньше пошла бы по пути модернизации”. Такую же задачу ставит перед собой и нововенчанный царь Борис: К иным теперь могу я начинаньям Мысль обратить. Иван Васильич Третий Русь от Орды татарской свободил И государству сильному начало Поставил вновь. Но в двести лет нас иго Татарское от прочих христиан Отрезало. Разорванную цепь Я с Западом связать намерен снова… Толстой относился к русской Смуте как к эпохе “стыда”, в которую не были реализованы возможности естественного русского развития. Петр Великий, который пришел через столетие, был, в отличие от Годунова и Самозванца, вполне легитимным властителем и даже сопротивлявшимися его нововведениям и гонимыми им противниками воспринимался как царь - хоть и “царь-Антихрист”, но - царь. И выступление против его деяний могло быть воспринято только как выступление против Отечества и народа.

Читать новости:




Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Другие сочинения по русской литературе

Другие сочинения по русской литературе


Сочинение на тему Краткий сюжет трагедии «Царь Борис», Другие сочинения по русской литературе



Больше всего просматривают

  1. Моя семья сочинение
  2. Сочинение на тему мой лучший друг
  3. Сочинение про березу
  4. Образ Чичикова
  5. Сочинение про войну
  6. Смысл названия Романа отцы и дети
  7. Заметка в газету по русскому языку
  8. В здоровом теле здоровый дух сочинение
  9. Сочинение по рассказу пенсне
  10. Дубровский сочинение
  11. Письмо маме
  12. Сочинение на тему эссе
  13. Описание мамы
  14. Сочинение на тему телевидение
  15. Судьба человека главный герой
  16. Живое пламя сочинение
  17. Сочинение рассуждение на тему совесть