А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Другие сочинения по зарубежной литературе > Сюжет трагедии Софокла «Царь Эдип»
Сюжет трагедии Софокла «Царь Эдип» - сочинение
Сюжет здесь следующий. Юношей Эдип, воспитывавшийся в доме коринфского царя Полиба и считавший себя его сыном, узнает в Дельфийском святилище Аполлона о своем страшном предназначении: …В словах вещанья Нашел я столько ужасов и бед Что с матерью преступное общенье Мне предстоит, что с ней детей рожу я. На отвращенье смертным племенам, И что я кровь пролью отца родного. Узнав об этом, Эдип решает обмануть судьбу: …Я решил — отныне край коринфский Любить с звездой небесной наравне И бег туда направить, где б не мог я Стать жертвою пророческих угроз. Итак, Эдип бежит из Коринфа и через какое-то время оказывается в городе Фивы, правитель которого Лаий накануне был убит. Эдип разгадывает загадку Сфинкса и тем самым спасает город от страшной дани. В ореоле почета Эдип восходит на царский престол. Но вдруг через какое-то время на город обрушиваются потоки бедствий. С кровавой зыбью силы нет бороться, Нас захлестнула с головой она. Хиреют всходы пажитей роскошных. Подкошенные, валятся стада; Надежда жен в неплодородном лоне гибнет; А нас терзает мукой огневицы Лихая гостья, страшная чума. Кстати, во время работы Софокла над трагедией Афины трижды оказывались во власти эпидемий — в 430, 429 и 426 годах до н. э. И вот Эдип получает из Дельфийского святилища Аполлона сообщение о том, что все эти беды — возмездие городу за гибель правителя Лаия, причем ясно дается понять, что многочисленные напасти не покинут город до тех пор, пока не будут найдены и призваны к ответу убийцы Лаия. В праведной ярости Эдип обращается к горожанам: …Убийца тот, кто б ни был он, повсюду В земле, что скиптру моему подвластна, От общества сограждан отлучен. Нет в ней ему ни крова, ни привета, Ни общей с вами жертвы и молитвы, Ни окропления священных уз. Вы гнать его повинны все, как скверну Земли родимой, — так мне бог пифийский В пророчестве недавно возвестил. И вот я становлюсь по воле бога Заступником убитому царю. Я говорю: будь проклят тот убийца,
Один ли иль с пособниками вкупе. Будь злая жизнь уделом злого мужа! Будь проклят сам я наравне с убийцей, Когда б под кровом моего чертога Он с ведома скрывался моего! Эдип принимает решение мстить за царя Лаия, «как за отца родного». Но не ведает он пока, что не удалось ему обмануть богов и что убитый Лаий — это и есть его отец, что убил его сам Эдип и вступил в брак с вдовою убитого царя, собственной матерью. Но вокруг Эдипа все сильнее сгущаются тучи страшного знания. Поначалу это легкие облака тревожных догадок, но постепенно все меньше остается у царя Эдипа сомнений, что зря он пытался обмануть судьбу, что пророчество сбылось, что убийца Лаия — он сам, что Лаий — его отец и что жена убитого правителя, с которой Эдип после восшествия на фиванский престол разделил ложе, — его собственная мать. Слишком много роковых совпадений. Постепенно воссоздается и цепь событий, приведших к конечному торжеству воли богов. Оказывается, фиванский правитель Лаий тоже получил пророчество о своей грядущей гибели от рук сына и тоже пытался обмануть судьбу. Ребенок «из страха злых пророчеств» был отдан «на истребление» пастуху, который из жалости сберег царского сына. Через какое-то время младенец оказывается в семье коринфского царя Полиба и воспитывается как родной сын. Узнав о том, что ему суждено стать убийцей отца, Эдип исчезает из Коринфа. Недалеко от Фив Эдип оказывается втянутым в дорожную ссору. В этой ссоре он походя убивает встретившихся ему по дороге людей — в том числе какого-то старца — и вскоре об этой ссоре забывает. Но вспомнив, он в ужасе восклицает: Но если между Лаием погибшим И тем проезжим есть какая связь О, кто несчастнее меня на свете… Увы, самые страшные предчувствия Эдипа сбылись — богов не обмануть. Убитый действительно оказался отцом Эдипа. И тот самый пастух, который спас Эдипа, теперь мысленно ставит на своем милосердном поступке клеймо преступления. Он говорит Эдипу: И если ты — тот брошенный младенец, То знай — себе на горе ты рожден. Но виновен ли Эдип в собственном преступлении, если оно было предопределено волей богов? Софокл убежден, что любая обусловленность внешними силами не снимает с человека личной ответственности. Да, преступление Эдипа было предопределено, но, совершив его, Эдип взял вину на себя, и теперь уже преступник перед людьми и перед богами — именно он. Вина для Софокла подобна болезни; она может в определенной ситуации обрушиться и на человека с добрыми задатками — даже против его воли. Но в том и трагическая сущность обрушившейся на человека вины, что ответственным за нее становится именно человек. В самом деле, в чем бы состояло предначертанное царю Эдипу несчастье, если бы и в глазах людей, и в глазах богов он бы стал пострадавшим — но не виноватым? Трагическая вина — это и есть та страшная напасть, которая была Эдипу предначертана и от которой он бежал из Коринфа, чтобы стать ее жертвой в Фивах. Сами боги, предсказав преступление Эдипа, одновременно требуют кары именно за это преступление. Да и сам Эдип, осознавая предначертанность своего преступления, тем не менее судит себя жесточайшим внутренним судом: О, кто несчастнее меня на свете, Кто боле взыскан гневом божества? Нет мне у вас ни крова, ни привета, Вы гнать меня повинны все повсюду, И граждане, и пришлые. И сам я Проклятье это на себя изрек! И одр погибшего я оскверняю Прикосновеньем той руки, что насмерть Его сразила!.. Я ли не злодей? Я ль не порочней всех во всей вселенной? Далее Эдип произносит полные покаяния слова: Скажи, какими б я дерзнул очами Взглянуть на Лаия среди теней, Взглянуть на мать несчастную пред ними. Я так виновен, что вины своей И тысячью смертей не искупил бы… Да, Эдип не хотел совершать предначертанное ему преступление. Но с того момента, когда он его совершил, он и только он несет за него нравственную ответственность — такова этическая концепция Софокла. В отчаянии Эдип ослепляет себя (в трагедии есть душераздирающее описание долгого и мучительного выкалывания Эдипом собственных глаз) и со странническим посохом покидает Фивы, чтобы через какое-то время оказаться в предместье Афин Колоне и там получить от Зевса знак, сулящий скорое прекращение мук и спокойную смерть (впрочем, это уже относится к содержанию другой трагедии Софокла — «Эдип в Колоне»). А имя Эдипа в мировой литературы стало отныне символом трагической вины, вины, обрушившейся на человека против его воли.

Читать новости:




Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Другие сочинения по зарубежной литературе

Другие сочинения по зарубежной литературе


Сочинение на тему Сюжет трагедии Софокла «Царь Эдип», Другие сочинения по зарубежной литературе



Больше всего просматривают

  1. Сочинение на тему капитанская дочка
  2. В чем смысл жизни сочинение
  3. Описание внешности человека сочинение
  4. Сочинение для 2 класса
  5. Сочинение на тему Дубровский благородный разбойник
  6. Анализ стихотворения Блока Россия
  7. Легко ли быть молодым
  8. Правда Луки
  9. Сочинение на тему моя любимая фотография
  10. Анализ стихотворения Брюсова юному поэту
  11. Что значит быть интеллигентным человеком?
  12. Сочинение Тарас бульба
  13. Сочинение про друга
  14. Сочинение рассказ на основе услышанного
  15. Сочинение о животных
  16. Анализ стихотворения Гумилева
  17. Сочинение на тему отцы и дети
  18. Сочинение про музыку