А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Другие сочинения по современной литературе > Может ли писатель быть литературоведом
Может ли писатель быть литературоведом - сочинение


Вопрос, согласитесь, из разряда риторических: Набоков, Ахматова, Вересаев, будучи замечательными писателями, оставили потомкам блестящие литературоведческие работы, чтение которых не только познавательно, но и в высшей степени захватывающе… Назвал по памяти, не напрягаясь. А гениальный писатель Гончаров и его “Миллион терзаний” - это не литературоведение ли, так сказать, высшей пробы? Вместе с тем поставленный в начале статьи вопрос носит откровенно провокационный характер. Однако провокационность эта не имеет никакого отношения к литературному процессу, поскольку она обусловлена весьма специфическим ходом развития русской литературы после известных событий 1917-го года. В, скажем так, “советской” традиции под литературоведением следует понимать некую “науку”, которая как бы “руководила” литературным процессом и писателями как “материальной базой” этого процесса. “Партийную организацию и партийную литературу” Ульянова-Ленина никто еще не забыл? В общем, руководители СССР понимали, что котлеты должны быть отдельно, а мухи отдельно!

Писатель пишет, а критик-литературовед, тщательно “разбирая” его опусы, учит его “жить и работать”! А что, ведь так оно и было? Причем литературоведы, как оно и полагалось, были вооружены и очень опасны! Вооружены они били “передовым марксистско-ленинским мировоззрением”, которое заботливо вбивала в их умные головы “руководящая и направляющая”… Писатели, соответственно, представляли собой довольно послушные “колесики и винтики”, поэтому весь идеологический механизм работал почти идеально! Правда, кого-то из не желавших “проводить генеральную линию партии” писателей отправляли в лагеря, кого-то расстреливали, кто-то исчезал бесследно, кого-то высылали из страны - но в общем и целом люди работали! При таких условиях, естественно, “литературоведческие изыски” писателей били ни к чему.

И без писателей умников хватало! Приведенные выше размышления возникли у меня в процессе чтения книги писателя Сергея Довлатова, в которой представлена, можно так сказать, газетная поденщина. В книге впервые собраны статьи, опубликованные Довлатовым в двух американских газетах, в которых он состоял главным редактором. О еженедельниках “Новый американец” и возникшем на его руинах “Новом свете” существует обширная литература, потому что издания эти были первыми газетами “третьей волны” русской эмиграции. Почтеннейшее “Новое русское слово” очень долго было единственным и неповторимым, но времена меняются, и литераторы-диссиденты, пытаясь утвердиться в новой для них действительности, обратились к Америке с помощью созданных ими средств массовой информации. Что, конечно же, было воспринято неоднозначно.

И Америкой, и американцами. Пожалуй, только властями бывшего СССР эти издания воспринимались как враждебные, только в этой среде наблюдалось некое единодушие в их оценке. Хотелось бы, чтобы учителя словесности ознакомились с высказываниями писателя Сергея Довлатова относительно особенностей русской литературы. Точнее, той извечной проблемы русской литературы, которая может быть определена словами поэта Евгения Евтушенко: “Поэт в России - больше, чем поэт”,
Рассуждения Довлатова, безусловно, интересны и сами по себе. Но особое значение они приобретают потому, что русский писатель пытается разъяснить своеобразие русской литературы американской аудитории, и происходит это в 1982-м году, когда мир был совсем иным, когда угроза ядерной войны была более чем реальной. Об этом нельзя забывать - у каждого времени свои, как их сейчас называют, “вызовы”, и люди должны отвечать на эти вызовы адекватно. “Ответ культурой”, как представляется, - самый правильный. Разумеется, размышления писателя Сергея Довлатова не бесспорны. В чем-то они полемичны. В чем-то, вероятно, писатель ошибается. Однако ошибки талантливого человека, который честен перед самим собой, дорогого стоят. Уж точно: эти ошибки гораздо значительнее, чем “достижения” тех, кто даже не пытался думать самостоятельно… Вот как объясняет Довлатов противоречие между эстетическим и, назовем это, общественно-политико-дидактическим началами русской литературы: “Начнем с того, что русская литература, в отличие от европейской и американской литературы, с западной точки зрения литературой не является. Этот парадокс требует некоторой расшифровки. Русская православная церковь (господствующая церковь в России), в отличие от западных церквей, католической и протестантской, никогда не пользовалась в народе авторитетом. У православной церкви не было той грозной силы, которая заставляла бы ее уважать и бояться. В русских народных сказках много издевок и насмешек над священнослужителями - попами и попадьями, которые изображаются, как правило, алчными, глупыми и хитрыми людьми. В истории русской церкви было немало мучеников и подвижников, но очень мало религиозных деятелей с позитивной программой. Авторитет русской церкви укрепляется именно сейчас, в последние десятилетия, в эпоху диссидентства, когда несколько русских священников показали огромную силу духа в борьбе с тоталитарными порядками, снискав, таким образом, любовь и уважение народа. Что же касается русской философии, то она гораздо моложе западной и развиваться начала лишь в девятнадцатом веке, дав миру несколько очень ярких имен - Булгакова, Соловьева, Леонтьева, Бердяева и других. Исторически же философов в России заменяли всякого рода антисоциальные личности - юродивые, кликуши, спившиеся резонеры и попросту - балаганные шуты. В отношении к ним русское общество проявляло любопытство, смешанное с некоторым чувством брезгливости. А вот литература в России всегда била очень популярна и пользовалась огромным уважением. Писателя в России всегда воспринимали как пророка, приписывали ему титанические возможности и ждали от него общественных деяний самого крупного, государственного масштаба Роль и поприще писателя всегда считались в России очень почетными и поэтому сказать о себе: “Я - писатель” всегда считалось в России крайне неприличным, все равно, как сказать о себе: “Я - красавец”, “Я - сексуальный гигант” или “Я - хороший человек”. Отношение к писателям в России напоминает отношение американцев к кинозвездам или спортивным чемпионам, так что если бы в Советском Союзе существовала телевизионная реклама, то в перерывах между фильмами появлялись бы на экране не Фара Фосет и не Мухаммед Али, а Курт Воннегут, Апдайк и Айзек Башевис Зингер. Хотя Фара Фосет выглядит гораздо лучше Зингера и даже Воннегута. В силу всего этого литература постепенно присваивала себе функции, вовсе для нее не характерные. Подобно религии, она несла в себе огромный нравственный заряд и, подобно философии, брала на себя интеллектуальную трактовку окружающего мира. Из явления чисто эстетического, сугубо художественного литература превращалась в учебник жизни или, если говорить образно, литература из сокровища превращалась в инструкцию по добыче золота. Этому немало способствовала русская литературная критика, основы которой закладывали такие выдающиеся общественные деятели, как Белинский, Чернышевский и Добролюбов. Критика предъявляла к литературе требования, менее всего связанные с ее эстетическими качествами и касающиеся, главным образом, ее общественно-политических тенденций. От русской литературы ожидали заботы о народном благе, призывов к просвещению и не в последнюю очередь - захватывающей и убедительной нравственной проповеди. Таким образом, история подлинной русской литературы была историей борьбы за сохранение ее эстетических прав, за свободное развитие ее в рамках собственных эстетических законов, ею самою установленных”. Как видим, писатель достаточно убедителен, точен, логичен и последователен. Может ли литература успешно выполнять не свойственные ей функции? Очевидно, до какой-то грани может. Но, перейдя эту грань, она не может не потерять себя как явление эстетическое, становясь “фактом общественной жизни”. Определяющую роль в этом процессе потери играет талант писателя, однако даже самые талантливые авторы не могут соединять “общественное” и “эстетическое” без ущерба для последнего - вспомним хотя бы талантливейшего русского писателя Алексея Толстого. О ремесленниках в литературе и говорить не приходится… Довлатов полагает, что любые попытки даже и гениального писателя утвердить себя в качестве общественного деятеля приводят к его фактической смерти как художника. Вместе с тем стремление стать общественным деятелем для русского писателя является чем-то фатальным, чего он не может избежать - ибо литература в обществе занимает то место, которое она занимает.




Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Другие сочинения по современной литературе

Другие сочинения по современной литературе


Сочинение на тему Может ли писатель быть литературоведом, Другие сочинения по современной литературе



Больше всего просматривают

  1. Сочинение на тему ревизор
  2. Сочинение на тему Тарас бульба
  3. Отцы и дети сочинение
  4. Что такое счастье сочинение?
  5. Сочинение мертвые души
  6. Сочинение на тему образ Тараса бульбы
  7. Сочинение кем я хочу стать
  8. Смысл названия Романа отцы и дети
  9. Судьба Григория мелихова
  10. Женские образы в герой нашего времени
  11. Тема свободы в поэме мцыри
  12. Сочинение на тему весна пришла
  13. О чем просил Кутузова князь Андрей
  14. Сочинение горе от ума
  15. Сочинение на тему человек и природа