А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Тема войны и Сталинграда в творчестве В П Некрасова - сочинение


Тема Сталинграда была исследована в творчестве В. Гроссмана ("За правое дело"), К. Симонова ("Солдатами не рождаются"), Ю. Бондарева ("Горячий снег"), М.Лобачева ("Дорогой отцов"), П. Селезнева ("Южный Крест") и других писателей. Но именно В.П. Некрасов стоял у истоков правдивого рассказа о войне, в частности о Сталинградском сражении. И гражданская позиция писателя заслуживает глубокого уважения.

Через год после публикации "В окопах Сталинграда" журнал "Знамя" разгромили: сняли главного редактора В. Вишневского, растоптали повесть Э. Казакевича "Двое в степи". А Некрасов?

Некрасов пишет повесть "Вредном городе" (опубликована в 1954 г. в "Новом мире") о том, как герои войны, победители, возвращаются домой; о том, как обошлись с ними в "родном городе"; о том, что инвалиды войны каждые шесть месяцев должны проходить медицинское переосвидетельствование, чтобы убедить комиссию, что за это время у них не выросли ноги или руки! Написанная с горечью и печалью, она ранила сознанием того, что солдаты, победившие и покорившие Европу, осыпанные цветами всех освобожденных стран, были не нужны своей стране.

Тема войны, Сталинградской битвы не исчезала из произведений писателя (рассказы "Сенька" (1956), "Рядовой Лютиков" (1948), "Вторая ночь" (1960), лирическая фантасмагория "Случай на Мамаевом кургане", литературные впечатления-очерки "По обе стороны океана", путевые записи "За двенадцать тысяч километров" и др.).

Но чем дальше в прошлое уходила война, тем чаще слышал Некрасов тревожащие его слова: "Не хочу об этом вспоминать. Не хочу, чтоб мой сын видел, как драпал его отец. Надо, чтоб он уважал отца, уважал свою армию".

Но как объяснить людям, что неправда рождает недоверие, которое, в свою очередь, ведет к неверию? Как сделать, что сделать, чтобы истина стала очевидной для всех? Писатель Некрасов объяснял, рассказывал, убеждал своими книгами.

Очерки "По обе стороны океана" были опубликованы в журнале "Новый мир" в 1962 г. (первая часть "В Италии" - в № 11, вторая часть "В Америке" - в № 12). Они были написаны человеком, который помнил о встрече союзников на Эльбе. Это зарубежные впечатления человека, который не врал, не притворялся, не льстил.

Отсутствие привычного образа врага вызвало шквал несправедливых нападок на Некрасова. Почти сразу же после выхода 12-го номера журнала в "Известиях" появился фельетон "Турист с тросточкой". Автор задавался вопросом: "Как умудрился советский писатель не увидеть социальных контрастов и классовых противоречий американской жизни, военного психоза, разжигаемого империалистическими кругами?"

Было заведено персональное дело на писателя В.П. Некрасова: за низкопоклонство перед Западом его хотели исключить из партии.

Некрасов продолжал работать над новыми путевыми заметками "Месяц во Франции". И опять пристальное внимание цензуры. Близкие друзья Некрасова, да и сам писатель перестали надеяться на возможность публикации. Но в апреле 1965 г. "Новый мир" заметки опубликовал.

В.П. Некрасова и главного редактора журнала "Новый мир" А. Т. Твардовского связывали непростые отношения. И все же многие повести и рассказы писателя были напечатаны именно в этом журнале. Когда Твардовского не стало, Некрасов написал о нем: "Разным я его видел. И в разное время. И в разном настроении. И поэтом. И гражданином. И другом. И всегда - человеком".

Хотя в 1967 г. вышла книга "Путешествия в разных измерениях", куда вошли "многострадальные" заметки, Некрасова печатали мало и неохотно (ярлык "абстракционист" приклеился к нему, казалось, на всю жизнь). Последняя книга - "В жизни и письмах" - увидела свет в 1971 г. После этого много лет его печатали только за рубежом.



 
Как могло случиться, что русский писатель, фронтовик оказался в эмиграции? Решением парткома Союза писателей Украины В. П. Некрасова исключили из партии. Для него это было ударом - он вступил в партию в годы войны, защищая тракторный завод в Сталинграде. Тогда это означало записаться в смертники. А теперь, спустя годы, его исключали за то, что "позволил иметь себе собственное мнение, которое противоречит генеральной линии партии". Припомнили ему и резкий протест против решения партийных чиновников построить на месте Бабьего Яра стадион. Об одном выразительном эпизоде из целого ряда мелких придирок, оскорблений, унизительных выпадов в адрес писателя вспоминала Ф. Мей, посетившая его перед самым отъездом. Она узнала, что у Некрасова отобрали медаль "За оборону Сталинграда", - награду, которая была для него дороже всех лауреатских, не разрешили взять с собой. С 1974 г. В. Некрасов поселился в Париже. Там были написаны "Записки Зеваки" (1975), "По ту сторону стены" (1978), "Саперли-попет" (1983), "Маленькая печальная повесть" (1986). За событиями, описанными в этих литературных произведениях, перед читателем встает образ автора - чуть ироничного, но всегда печального. Это ведь не придуманная болезнь - ностальгия, это болезнь души, насильно отторгнутой от родины. В "Маленькой печальной повести" о трех "мушкетерах" с берегов Невы, мечтающих о высоком призвании артиста, действует авторский "кодекс чести": нельзя бросать мать, нельзя продаваться, нельзя предавать. В рассказе о трех мальчиках другого поколения ощущается личная боль автора, для которого дружба была высшим проявлением человеческого духа. И самой страшной из потерь была потеря дружбы, которую предали: "Один из самых близких моих друзей, еще с юных, восторженных лет, не только не пришел прощаться, но даже не позвонил. Еще один друг, тоже близкий, хотя и послевоенных лет, прощаясь и глотая слезы, сказал: - Не пиши, все равно отвечать не буду... И это "отвечать не буду", эта рана до сих пор не заживает". Все же писатель надеется на лучшее. Именно поэтому в повести появляется постскриптум - телеграмма от одного из друзей-мушкетеров, опровергающая сказанное в эпилоге "не переписываются, не звонят". Подводя итоги своей нелегкой судьбы, Некрасов в 1983 г. закончил повесть "Саперлипопет" (нечто среднее между ругательством и восклицанием на манер русского "А, черт!"). Другое название повести "Если бы да кабы, то во рту росли бы грибы". Эта книга по-некрасовски иронична и печальна одновременно. Осознавая, что "Саперлипопет" может быть его последним произведением (писатель страдал раком легких), он не кривил душой перед самим собой, перед читателем: "Вот и живу в этом, не так уж изменившемся за прошедшие годы, городке. Хотел сказать живу и не тужу. Нет, тужу. И очень тужу. Стоит ли расшифровывать, по ком и о чем? По-моему, и так ясно. Вот если бы да кабы..." Как же много этих "если бы да кабы" наберется в жизни Виктора Платоновича Некрасова. Но, избрав однажды свой путь, он не изменил ни чести своей, ни таланту своему, ни Родине своей.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Тема войны и Сталинграда в творчестве В П Некрасова. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Другие сочинения по современной литературе > Тема войны и Сталинграда в творчестве В П Некрасова
Другие сочинения по современной литературе

Другие сочинения по современной литературе


Сочинение на тему Тема войны и Сталинграда в творчестве В П Некрасова, Другие сочинения по современной литературе