А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Котлован > Образ символ у Андрея Платонова (по произведениям "Сокровенный человек" и "Котлован")
Образ символ у Андрея Платонова (по произведениям "Сокровенный человек" и "Котлован") - сочинение
А. Платонов мечтал о преобразовании во всех сферах жизни – обществе, науке, экономике и искусстве. Он считал, что современная цивилизация утратила связь между человеком и природой, и для преобразования мира необходимо было начать с минимального – со слова. Так, он выделил три элемента слова – идею, образ и звук и всецело стремился в своем творчестве к их синтезу. Творчество Платонова разнообразно своими героями и образами, но самый, как кажется, интересный его герой – это "природный", "органический" человек, не меняющих своих принципов под влиянием внешней опасности, сомневающийся в провозглашаемых "новых истинах". Таков герой повести "Сокровенный человек" Фома Пухов; у него разум берет верх над телом, всем окружающим: "Дома Пухов не ел и не пил – нечего было – и томился одним размышлением". Поэтому писатель и делает акцент на его внутреннем мире, саркастически сопоставляя с ним его друзей, поднявшихся по служебной лестнице, но оставшихся на той же ступени морального развития. Биография Пухова очень символична – она напоминает странничество или даже паломничество (сразу возникает ассоциация с древнерусской литературой, мы замечаем также и библейские мотивы). "Душевная чужбина оставила Пухова на том месте, где он стоял, – и он узнал теплоту родины, будто вернулся к детской матери от ненужной жены". В этом предложении заключается глубочайший и важнейший смысл внутреннего поиска главного героя. Герои вроде Фомы Пухова – любимые герои Платонова, они сомневаются, не верят на слово, ищут истину и являются, по большей части, выразителями мнения самого автора. Доказательством этому служат многочисленные переклички между событиями в жизни этих персонажей и биографией писателя. Так, начальство упрекает Фому, что он не ходит на обязательную политграмоту, на что тот отвечает, что узнает все из книг. В адрес Платонова совпартшкола отпускала комментарии, что он "отказывается посещать партсобрания, говоря, что я все, мол, знаю".
Образ таких героев невозможно было бы создать, если бы Платонов не был таким мастером слова: его слово носит философский характер. В повести "Котлован" с первых же страниц мы встречаем слова "жизнь", "существование", "смысл", что настраивает читателя на определенный лад. Вощев, "заочно живущий…гулял мимо людей" и хотел "выдумать что-нибудь вроде счастья". Говоря так, автор подчеркивал, во-первых, что не самого счастья искал герой, а чего-то похожего на него; и во-вторых, Вощев предполагал выдумать его, то есть в реальности этого не существует. Ему нужно конкретное, осязаемое, и поэтому, услышав про формулу "вещества существования", он остается на котловане в надежде найти это вещество. И девочка Настя, появившаяся в котловане, становится для всех его работников символом молодого социализма, символом их прекрасного будущего. Смерть ее мамы воспринималась как смерть всей буржуазии; но вот умерла и сама Настя. Герои оказываются в недоумении – что же теперь? В лице Насти, в ее образе показано жестокое столкновение реальности и детского мира. В 1920 г. Платонов писал: "Дети – неполные сосуды, и поэтому туда может влиться многое из этого мира… Большие – только предтеча, а дети – спасители вселенной". Таким образом, юная психика Насти оказывается искалеченной лозунгами, в изобилии присутствующими в речах окружающих, которые она воспринимает буквально. Вот, например, ее интерпретация цели ликвидировать кулаков как класс, чтобы избавить от "врагов" пролетариат и батраков: "Это значит плохих людей всех убивать, а то хороших очень мало". Язык лозунгов и декретов, по большей части, был непонятен для масс, а поэтому и страшен. Население было малограмотным, и радио и печать внушали "священный трепет", поскольку люди были не знакомы с такими достижениями. Не случайно в повести Платонов поместил героя товарища Пашкина, который "бдительно снабдил жилище землекопов радиорупором, чтобы во время отдыха каждый мог приобретать смысл классовой жизни из трубы". Фраза, сама по себе ироничная, заключает в себе трагичный смысл: во-первых, ощущается бедность интеллекта официальных лиц; во-вторых, такими рублеными и лексически неправильными лозунгами начинают говорить и другие. Так, например, один из рабочих, Сафронов, призывал "бросить каждого в рассол социализма, чтобы с него слезла шкура капитализма и сердце обратило внимание на жар жизни вокруг костра классовой борьбы и произошел бы энтузиазм". Целью творчества Платонов видел выход "за пределы собственной головы", он хотел показывать личную жизнь отдельного человека, но с той точностью, с какой он мог бы изобразить свою собственную. Он всю жизнь считал даже высшие достижения литературы слабыми и стремился выйти за ее пределы. Думается, ему это удалось; он писал свои книги "не талантом, а человечностью".

Читать новости:




Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Котлован

Котлован


Сочинение на тему Образ символ у Андрея Платонова (по произведениям "Сокровенный человек" и "Котлован"), Котлован



Больше всего просматривают

  1. Моя семья сочинение
  2. Легко ли быть молодым
  3. Сочинение на тему Россия
  4. В здоровом теле здоровый дух сочинение
  5. Мои увлечения сочинение
  6. Дубровский сочинение
  7. Что значит быть интеллигентным человеком?
  8. Сочинение Тарас бульба
  9. Сочинение про друга
  10. Сочинение о животных
  11. Анализ стихотворения Гумилева
  12. Мое любимое время года сочинение
  13. Сочинение на тему милосердие
  14. Моя любимая телепередача
  15. Русский язык сочинение
  16. Классный час винграновский
  17. Пастернак зимняя ночь анализ
  18. Сочинение моя любимая книга
  19. Горе от ума сочинение