А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Сочинения > Лермонтов > Вечный спутник поэта (по лирике Лермонтова)
Вечный спутник поэта (по лирике Лермонтова) - сочинение
Вечный спутник поэта нашел свое полное выражение в стихотворении «1831-го июня 11 дня», которое с большим правом следует назвать философской поэмой - выдающимся произведением русской медитативной лирики. Оно подводит итог идейным поискам юного поэта и одновременно поискам русской философской мысли, стремящейся осознать время, понять и провидеть судьбу поколения, предузнать «жребий» молодых сынов России и - самое главное - ответить на животрепещущий вопрос «Что делать?». Здесь и мысли философского трактата Радищева «О человеке, его смертности и бессмертии» , и вызов «судьбе» декабристов, и пушкинское светлое начало умиротворения. И во всем и надо всем этим - Лермонтов, сила его страсти, мощь его воли и могущество мысли. Нас не перестанут удивлять неустанные поиски юным Лермонтовым закона деяния, как не перестанут восхищать глубина и энциклопедизм его философского мышления, продиктовавшего эту замечательную поэму. В «Евгении Онегине» Пушкин, желая ввести читателя в круг политических и философских интересов юных «любомудров» времен декабризма, перечислил «проблемы», по которым они вели спор. Во второй главе романа он писал: * Меж ими все рождало споры * И к размышлению влекло: * Племен минувших договоры, * Плоды наук, добро и зло, * И предрассудки вековые, * И гроба тайны роковые, * Судьба и жизнь в свою чреду, * Все подвергалось их суду… * Но чаще занимали страсти * Умы пустынников моих. Обо всем об этом и пишет Лермонтов, может быть, исключая «племен минувших договоры», т. е. «Общественного договора» Руссо: в тридцатые годы уже об этом не спорили, обосновывая иначе право человека на свободу. Поэма начинается с трогательных признаний юноши: «Моя душа, я помню, с детских лет чудесного искала…» И тут же будто неожиданное, но так понятное по знакомому нам уже строю мыслей и чувств: «Я любил нее оболыценья света, но не свет»: минуты жизни в свете были мук полны… Да, это знакомо, это чисто лермонтовское: его поиск «чудесного» рождался в отрицании окружающего, в презрении к свету, обольщения которого все же он любил. Едва ли мы именем право проходить мимо этого противоречия, в нем таится один из элементов трагедии поэта. И далее он будет говорить о «боренье дум», очевидно, самой значимой черте мышления, наложившей печать на все творчество. Мысль поэта - вечное движение, она ни на чем не может остановиться, не знает успокоения, вечно идя за истиной, постигая ее. Всходя со ступени на ступень и не удовлетворяясь достигнутым, мысль Лермонтова - вечный спор, если не сказать, минуя примитивное значение слова, - вечное обсуждение предмета, ускользающего от мысли, не поддающегося своему конечному (исчерпывающему) определению. И неограниченная власть любви заставляет поэта бросить вызов судьбе. Так, по законам внутренней логики мысли и чувства, рождается тема непокорности и бунта, в котором человек отстаивает свое человеческое, свою любовь и свою гордость. Только она, только гордость имеет право на любовь, ибо только гордость умеет защитить свою любовь. Гордость, любовь, мщение, бунт - все это переплелось, выступает сразу, вдруг, вместе, почти без пауз и переходов, с нарушенными границами добра и зла, и составляет неповторимый, чисто лермонтовский элемент русской поэзии. Нам осталось добавить, что это бунт против непобежденной судьбы и это накладывает на все отблеск величавого трагизма. В 15-й строфе поэмы Лермонтов нашел предельно сжатую форму выражения своей мысли во всей ее противоречивой сложности: * Под ношей бытия не устает * И не хладеет гордая душа; * Судьба ее так скоро не убьет, * А лишь взбунтует; мщением дыша * Против непобедимой, много зла * Она свершить готова, хоть могла * Составить счастье тысячи людей: * С такой душой ты бог или злодей… Какая изумительная философия и какая поэзия! И какой человек! Непобедимая судьба не покоряет человека, а лишь бунтует его! - это гимн достоинству и величию человека: это могучий взлет лермонтовской мысли к недосягаемым вершинам человеческого. И зло здесь не есть выражение неправоты притязаний гордой души, а результат ожесточенности битвы с «непобедимой», - в борении с ней душа человека должна быть готова на все, и она готова на все, ибо битва идет во имя человека. * И ты его узнаешь - и поймешь, * Зачем о руке его булатный нож… Так философская поэма Лермонтова объясняет и комментирует идейное содержание стихотворения «Предсказание», а это последнее, в свою очередь, раскрывает реальный смысл философской поэмы, в которой победа или поражение решает вопрос о том, кто ты - бог или элодей. В плане философских и политических раздумий Лермонтова, поэма которого закончится мыслью о действии и восстании, стих «С такой душой ты бог или злодей…» С красноречивым многоточием в тексте является, по нашему мнению, стихом большого внутреннего содержания.


Если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском

Сохранить сочинение:

Михаил Лермонтов

Михаил  Лермонтов


Сочинение по теме Вечный спутник поэта (по лирике Лермонтова), Лермонтов


Сочинения по теме

Летний сад осенью сочинение Сочинение на тему описание природы Сочинение на тему осень Сочинение описание внешности человека Сочинение описание местности Сочинение по картине васнецова баян Сочинение по картине после дождя Сочинение по пословице
  Мобильная версия  

Легкое дыхание смысл названия Сочинение на тему золотая осень Сочинение на тему мама Сочинение на тему мой Пушкин Сочинение на тему семья простаковых Сочинение описание местности