А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Лермонтов > Поэт и общество в лирике Лермонтова
Поэт и общество в лирике Лермонтова - сочинение
Тридцатые годы XIX столетия в жизни русской интеллигенции — это время решения сложных социальных и финансовых проблем, время глубоких раздумий над смыслом человеческой жизни, над местом человека в мире и обществе. Поэзия М. Ю. Лермонтова стала художественным отражением этих раздумий. Именно в это время определяются взгляды поэта на действительность, углубляются его представления о народности и одновременно появляется новое понимание роли поэта в обществе. Русским поэтам вообще свойственно чувство высокой ответственности перед читателем. Это чувство с особой силой было развито у Лермонтова. Проблемы искусства, мысли о назначении поэта тревожили его еще в юношеские годы. Богато одаренный от природы, Лермонтов увлекался живописью и музыкой, но первенствующее место в его воображении всегда занимала поэзия и в связи с этим вопросы: «Какой должна быть поэзия?», «Каким должен быть поэт?» Даже в ранних стихотворениях Лермонтова тема творчества соединяется с резко выраженными общественными мотивами. В стихотворении «К***» («О, полно извинять разврат!») Лермонтов создает образ поэта-гражданина, который «пел о вольности, когда тиран гремел, грозили казни…» В те годы он выдвигает как основное мерило поэзии чувство правды: «Мой прекрасный дом для этого построен», пишет Лермонтов в стихотворении «Мой дом». Начиная с 1836 года, тема поэзии получает в творчестве Лермонтова новое звучание. Он создает целый цикл стихов, в которых высказывает свое поэтическое кредо, свою развернутую идейно-художественную программу. Это «Смерть Поэта» (1837), «Кинжал» (1838), «Поэт» (1838), «Не верь себе» (1839), «Журнал, читатель и писатель» (1840) и, наконец, «Пророк» (1841). В прошлом осталось романтическое противопоставление «мечты» и «действительности». Трагедия поэта объясняется теперь не только враждебностью света, но и рассматриваются связи с общественными условиями. В стихотворении «Смерть Поэта» явился реальный, обусловленный временем и обстоятельствами русской жизни образ поэта, нужного России и народу. Пушкин — «дивный гений», но и реальный русский поэт, со своей трагической судьбой. «Восстал он против мнений света… и убит». Реальные обстоятельства жизни заставили его вступить в этот «свет завистливый и душный», который злобно гнал «Его свободный, смелый дар». Истинный современный поэт бросает вызов светскому обществу, один противостоит насилию, коварству, клевете. Его можно убить, но не сломить. Так в творчестве Лермонтова через образ самого Пушкина определилась по-новому понятая пушкинская тема поэта: поэт и общество противостоят друг другу, и это противостояние заканчивается трагически для поэта. В стихотворении «Поэт» ставится вопрос, актуальный для 30—40-х годов XIX столетия, — это место поэта в жизни общества. Начинается стихотворение с образа кинжала, который впоследствии сравнивается с поэтом. Перед нами проходит развернутая история грозного оружия, служившего и орудием защиты от врагов, и орудием мщения. Ныне же, купленный в походной лавке армянина, Игрушкой золотой он блещет на стене, Увы, бесславный и безвредный. С железной последовательностью развивает Лермонтов главную мысль стихотворения. В ней звучит мотив, с которым мы встречались еще в стихотворении «Бородино», — «Да, были люди в наше время», — но на этот раз уже в применении к творчеству. Бывало, мерный звук твоих могучих слов Воспламенял бойца для битвы. Но это было раньше. А сейчас поэт вынужден констатировать
с большим сожалением: В наш век изнеженный не так ли ты, поэт, Свое утратил назначенье. Поэзия должна служить людям. «Во дни торжеств» она пробуждает гордость за совершенные нами благородные дела. А в дни бед ее колокол говорит горькую правду и зовет к преодолению препятствий. И разве не на это надеялся поэт, когда восклицал в конце стихотворения: Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк! «Пророк» — это последнее стихотворение о судьбе поэта. Его лирический протестующий герой наиболее трагичен. Здесь Лермонтов как бы отвечает своему кумиру Пушкину, утверждавшему в одноименном стихотворении великое общественное значение поэта и поэзии. Лермонтов же говорит о падении роли поэта в современном ему обществе. Различие позиций двух великих поэтов объясняется различными эпохами, в которых они формировались. Поколение Лермонтова от молчания, бездействия, равнодушия к добру и злу перешло к активному действию на стороне «толпы»: «В меня все ближние мои Бросали бешено каменья». В такой ситуации лермонтовскому поэту-пророку ничего другого не остается, как скрыться от людей в пустыне. Наглость и агрессивность толпы раскрыта Лермонтовым с беспощадной правдивостью. Но эти стихи вызывают не только чувство гнева и возмущения толпой, а еще и гордость за пророка. Да, «толпа» ликует, что затравила и насмеялась над проповедником «любви и правды», но сломить ей его не удалось. Поэт, «воспламененный звуком могучих слов для битвы», — это образ поэта-воина и гражданина, который создал Лермонтов вслед за Пушкиным и который прошел через всю русскую литературу.

Читать новости:




Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Михаил Лермонтов

Михаил  Лермонтов


Сочинение на тему Поэт и общество в лирике Лермонтова, Лермонтов



Больше всего просматривают

  1. Сочинение о маме
  2. В чем смысл жизни сочинение
  3. Сочинение для 2 класса
  4. Сочинение на тему Дубровский благородный разбойник
  5. Анализ стихотворения Блока Россия
  6. Легко ли быть молодым
  7. Правда Луки
  8. Сочинение на тему моя любимая фотография
  9. Сочинение 4 класс
  10. Анализ стихотворения Брюсова юному поэту
  11. Сочинение на тему космос
  12. Сочинение Тарас бульба
  13. Сочинение рассказ на основе услышанного
  14. Анализ стихотворения Гумилева
  15. Сочинение на тему отцы и дети
  16. Сочинение про музыку
  17. Моя будущая профессия
  18. Сочинение на тему описание местности
  19. Любовь сочинение
  20. Сочинение на тему весна
  Мобильная версия

В чем смысл жизни сочинение