А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Лермонтов > Пушкинское начало в драме Лермонтова «Маскарад»
Пушкинское начало в драме Лермонтова «Маскарад» - сочинение
Общеизвестно, что Лермонтова серьезно волновала судьба его поколения. Пожалуй, впервые так подробно и, главное, философски-проблемно она была художественно исследована и рассмотрена в драме «Маскарад». Драма явилась для Лермонтова рубежом в его творческой эволюции - в ней пересматривалась юношеская концепция протестующего героя и подвергалась суду его нравственная позиция, его идеал жизни, его нормы отношения к обществу, к людям. Именно потому Лермонтов так настойчиво добивался постановки драмы в театре, пытался переделывать пьесу в связи с замечаниями цензора,- он хотел ею начать свою деятельность в литературе. Идейная проблематика драмы была чрезвычайно актуальна. Ее подсказало время, и обусловлена она во многом творчеством Пушкина, поскольку он первым в России начал решительный пересмотр философии романтизма, показав трагизм судьбы и убеждений героев Байрона. Пушкина интересовала судьба поколения молодых дворян, начавших самостоятельную жизнь в 30-е годы. Каковы их устремления, интересы, их место и роль в обще-ственной жизни? Пушкин не только ставил острые и больные вопросы времени, но, как реалист, оказался способным раскрыть и объяснить идейные истоки драмы нового поколения. Лермонтов всю жизнь внимательно читал Пушкина, постоянно возвращался к его произведениям. Опыт Пушкина-реалиста с каждым годом приобретал все большее значение в его творческой и мировоззренческой эволюции. Освоение этого опыта сказалось и на концепции драмы «Маскарад». Вследствие этого объективно возникает важный и принципиальный аспект анализа драмы - выяснение в ней пушкинского начала. К сожалению, изучавших «Маскарад» интересовали совсем другие проблемы, и, конечно, прежде всего традиционный для определенного времени историко-литературный вопрос - установление литературных источников драмы. На протяжении нескольких десятилетий исследователи искали в мировой литературе похожие сюжетные коллизии, сходные мотивы, обстоятельства действий героев. Искали и, естественно, находили. В итоге источников оказалось множество - и Шекспир («Отелло»), и Шиллер («Коварство и любовь»), и «Берлинские привидения, или Нечаянная встреча в маскараде», и водевиль неизвестного автора «Урок недоверчивых, или Маскарадная трагедия», и Коцебу («Маскарад, или Удачное испытание»), серия произведений на темы «жизнь игрока» и убийства из ревности - и русских, и западноевропейских писателей. В этом потоке изысканий «источников» стали появляться (появляются и в последние годы) серьезные исследования «Маскарада», и прежде всего образа главного героя Арбенина, установление его генетических связей с романтическими героями юношеского периода творчества Лермонтова, причем наиболее подробно в связи с образом демона. Проблема демонизма драмы вызывает особый интерес. Отсюда тщательное рассмотрение философской концепции Арбенина-демона, низведенного в быт, взаимосвязь добра и зла в поведении и мироощущении героя. В этой связи рассматривается в драме сложное, противоречивое единство добра и зла - проблема, поставленная Шеллингом и художественно рассмотренная Лермонтовым.
В русле поисков источников пьесы, в связи с обнаружением в романтической драме реалистически точных и конкретных описаний быта и нравов петербургского высшего света появились работы, указывающие на связь «Маскарада» с комедией «Горе от ума». Зазвучала в ряде исследований и тема Пушкина. Пожалуй, раньше всех, в духе своей концепции - «влияние Пушкина в творчестве Лермонтова», одно место в драме Лермонтова, свидетельствующее о том, что драматург «вспомнил» Пушкина, отметил Б. В. Нейман. Ученый установил: в романе Пушкина «Евгений Онегин» есть стих: «Доныне гордый наш язык», а в драме Лермонтова он повторен: «Не гнется гордый наш язык». На таком уровне была поставлена проблема пушкинского начала в «Маскараде». В конце 1930-х годов направление в науке, видевшее свою задачу изучения литературы прежде всего в установлении источников и «текстуальных влияний», себя исчерпало. Историзм побеждал в литературоведении. Исследование литературного процесса и отдельных произведений стало осуществляться на ином, более плодотворном и перспективном уровне. Снятие проблемы «текстуальных влияний» вовсе не означало отказа от рассмотрения и объяснения принципов изображения схожих явлений действительности, некоторой (по очень сложной) зависимости одних авторов от их предшественников. Поэтому закономерно анализ драмы Лермонтова в новых условиях вел исследователей к современности, к русской жизни середины 1830-х годов, а точнее - к жизни столичного дворянства, петербургского света, к актуальным вопросам бытия господствующего сословия, к отражению этого бытия в художественной литературе. Естественно, на новом уровне изучения литературы появились работы, рассматривавшие «Маскарад» в окружении произведений той же эпохи. Так на горизонте исследователей появилась «Пиковая дама» Пушкина. В 1941 году, нарушая сложившуюся и устойчивую традицию рассматривать связи Лермонтова лишь с произведениями Пушкина, написанными до 1830 года, В. Л. Комарович, опираясь на факты, указал, что Лермонтов, создавая «Маскарад», учитывал опыт Пушкина в «Пиковой даме». Правда, Комарович свой тезис не подтвердил тщательным анализом обоих произведений, Но заслуживает внимания сама попытка установления связи произведений Пушкина и Лермонтова, посвященных одной эпохе и построенных на близком материале. Впереди предстояло сравнительное изучение. С другой стороны, при рассмотрении «Маскарада» привлекались произведения Пушкина не по хронологическому, но по тематическому принципу. В том же 1941 году появилась статья Д. Д. Благого: «Лермонтов и Пушкин». В ней, как мы уже знаем, ученый сформулировал принципиально новую концепцию решения проблемы «Лермонтов и Пушкин». В частности Д. Д. Благой категорически отказался от поисков «лексических влияний» и остановился на вопросах творческих. Отсюда его сопоставление ситуации «Маскарада» (романтический герой Арбенин, убивающий подозреваемую в измене жену Нину) с ситуацией поэмы «Цыганы» и поведением ее главного героя Алеко. Конкретное сопоставление ситуаций «Маскарада» и «Цыган» вызвало возражение Б. М. Эйхенбаума. Все эти суждения привнесены в «Пиковую даму» и «Маскарад», а не извлечены из этих произведений. Это в сущности лишь последовательное развитие концепции Б. Эйхенбаума о характере отношений Лермонтова к Пушкину. Он писал: «Известно, что многие замыслы Лермонтова были ответом или откликом на произведения Пушкина. В юношеских вещах это часто имело вид соревнования или подражания, в позднейших - определилось как несогласие, спор». Убеждение ученого о неизбежности спора опирается на тезис Белинского, высказанный в его ранних статьях, что Лермонтов и Пушкин принадлежат к разным эпохам. Б. Эйхенбаум свою мысль подкрепляет цитатой из Белинского: «Лермонтов спорит с Пушкиным как «поэт совсем другой эпохи».

Читать новости:




Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Михаил Лермонтов

Михаил  Лермонтов


Сочинение на тему Пушкинское начало в драме Лермонтова «Маскарад», Лермонтов



Больше всего просматривают

  1. Сочинение на тему капитанская дочка
  2. В чем смысл жизни сочинение
  3. Описание внешности человека сочинение
  4. Сочинение на тему моя малая Родина
  5. Детство сочинение
  6. Образ Чичикова
  7. Сочинение про войну
  8. Заметка в газету по русскому языку
  9. Сочинение 4 класс
  10. Сочинение по рассказу пенсне
  11. Сочинение на тему космос
  12. Письмо маме
  13. Сочинение на тему эссе
  14. Сочинение про друга
  15. Сочинение рассказ на основе услышанного
  16. Что я ценю в людях сочинение?
  17. Анализ стихотворения Гумилева
  18. Сочинение про музыку
  19. Сочинение на тему описание местности
  20. Любовь сочинение
  Мобильная версия

Анализ стихотворения Брюсова юному поэту