А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Человечность и мир народной мечты (по лирике Лермонтова) - сочинение



Лермонтов отрицает цивилизацию, но порой признает ее неизбежность. Цивилизация песет гибель, потому что основана на ложных принципах. Надо очистить от цивилизации первоначальные, естественно-природные свойства народной жизни и опереться на них в дальнейшем движении. Вот почему стала возможной творческая встреча двух художников при несомненном и качественном различии их художественных идей. Не случайно «Родину» Белинский назвал «пушкинской вещью». Не только строфа «Иные нужны мне картины» из онегинских путешествий, с которой действительно много общего у лермонтовской «Родины» и много различий, поскольку Лермонтов, в отличие от Пушкина, идеализирует народную жизнь, но и самый дух пушкинской поэзии близки Лермонтову.

Лермонтов любит Россию не за что-то, а потому что не может не любить. Эта естественность чувства сродни той простоте и естественности, которой Пушкин дорожил в своих героях. Его Татьяна тоже «русская душою, сама не зная, почему».

Для уяснения специфичности лермонтовской мысли в «Родине» раздвигается до грандиозных масштабов и тут же суживается до крестьянского быта. Для художественной мысли Лермонтова это имеет принципиальное значение. Русский пейзаж в «Родине» грандиозен и спокоен: «Холодное молчанье степей», «колыханье безбрежных лесов», «разливы рек, подобные морям». «Но это спокойствие,- как сказано в «Герое нашего времени»,- часто признак великой, хотя скрытой силы…» Грандиозные картины природы, масштаб, примененный Лермонтовым к их описанию, подчеркивают внутреннее, затаенное величие и мощь. Конкретизация этого пейзажа до характерных примет русской деревни, живущей нехитрыми трудовыми заботами и радостью короткого праздничного отдыха, помогает понять, какие великие надежды связывал поэт с крестьянским миром.


 
Мысль Лермонтова развивалась в направлении реализма, объективный мир уже вошел в сознание поэта, но реалистический принцип выражения переживания не воплотился в лермонтовской лирике последовательно. Выход за пределы чисто романтической поэтики наметился хотя бы в создании психологически индивидуализированного лирического героя, во внимании к внешнему миру, привлекающему автора и воздействующему на его переживание, которое уже не столько налагается на действительность, сколько вырастает из познания жизни. При всем глубоком внимании Лермонтова к реальной действительности антитеза «природа и цивилизация» остается для Лермонтова незыблемой. Это не только расшатывало романтический принцип выражения лирических переживаний, но и создавало почву для его укрепления. На этой общей основе одинаково свободно могли появляться произведения как реалистического, так и романтического характера. Речь в данном случае идет не о синтезе или синкретичности двух методов, не о слиянии их в один, а о доминирующих тенденциях, которые в целом Определяли реалистический или романтический характер лермонтовских произведений. С этой сточки зрения «Бородино», «Родина» принадлежат к реалистической лирике. И хотя некоторые стороны данных стихотворений обнаруживают очевидную связь с романтическим методом и с романтической поэтикой, все же не эти стороны определяют их художественное содержание. Там, где Лермонтов обращается к поискам реального идеала и где он извлекает его из анализа жизни, как правило, появляются реалистические стихотворения. Там же, где он намеренно противопоставляет свой мыслимый идеал уродливой и не удовлетворяющей его действительности или где он сосредоточивается на критике современного общества, возникают романтические произведения. Однако новый взгляд на природу и цивилизацию был учтен поэтом и в романтических произведениях. Лермонтов становится строже к их художественному содержанию, разнообразнее и одновременно лаконичнее в использовании интонационно-художественных форм выражения лирического переживания, внимательнее к реальным процессам, происходящим в жизни. Вместе с тем углубляется и уточняется критика общества и враждебной поэту цивилизации. Она становится более конкретной, социально острой и непримиримой. Лично для себя Лермонтов не видит никакого выхода, он абсолютно расходится с враждебным миром и ничего от него не ждет. На одном полюсе группируются стихотворения, в которых внутреннее и внешнее одиночество, беспросветный трагизм личного существования становятся как бы объективным законом враждебного мира и вызывают беспощадный и суровый отпор. На другом - стихотворения, в которых отчаявшаяся душа ищет утешения в слабых проблесках счастья, предстающего в виде неясной мечты, непонятного звука, ласковой игры природы, мелькнувшего женского лица. Стихотворения группируются не только тематически, но и но жанрам. Продуктивными становятся жанры: баллады с явным тяготением к лиризму и ослаблением сюжетной стороны, что было отмечено Б. Эйхенбаумом в его первой книге о Лермонтове; символических стихотворений с объективными образами, несущими печать авторских эмоций, которые обретают некоторую сюжетность; думы или лирического, монолога, вмещающего разные жанровые свойства, но тяготеющего либо к ораторской речи, либо к аналитическому размышлению.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Человечность и мир народной мечты (по лирике Лермонтова). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Лермонтов > Человечность и мир народной мечты (по лирике Лермонтова)
Михаил Лермонтов

Михаил  Лермонтов


Сочинение на тему Человечность и мир народной мечты (по лирике Лермонтова), Лермонтов