А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Ломоносов > «Грамматика» и «Риторика» Ломоносова
«Грамматика» и «Риторика» Ломоносова - сочинение
Ломоносов принялся за составление русской грамматики. В сентябре 1755 года он закончил свою «Российскую грамматику» и, чтобы ускорить ее публикацию, предпослал рукописи «Грамматики» посвящение великому князю Павлу Петровичу, которому в это время исполнился всего одни год от рождения. В январе 1757 года «Грамматика» была напечатана. «Грамматику» и «Риторику» Ломоносов рассматривал как нечто целое. Это подтверждается его стремлением вместе с «Грамматикой» переиздать «Риторику» (к сожалению, эта попытка не осуществилась), а также словами из чернового наброска предисловия к «Грамматике»: «Особливо для того выдаю на свет («Грамматику».), что уже Риторика есть, а без Грамматики разуметь трудно». А в опубликованном посвящении к «Грамматике» раскрывалась ее универсальная роль во всех областях пауки: «Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, непонятна история, сомнительна юриспруденция без грамматики». Создавая свою «Грамматику», Ломоносов был убежден в огромных возможностях отечественного языка выражать «тончайшие философские воображения и рассуждения, многоразличные естественные свойства и перемены, бывающие в сем видимом строении мира и в человеческих обращениях». Он находил в русском языке «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка». Кязыку, к его роли в обществе Ломоносов подошел с материалистических позиций. Он отмечает неразрывную связь слов с понятиями, «воображенными себе способом чувств» (т. е. возникающими в результате ощущений), утверждает, что язык дан человеку «для сообщения с другими своих мыслей», «для согласного общих дел течения» (т. е. совместной общественно-производственной деятельности). Рассчитанная на широкие демократические круги читателей, «Грамматика» Ломоносова отличалась доступностью и четкостью изложения, включала богатый лексический материал с неоднократным привлечением бытовых, обыденных и просторечных слов (например: лапоть, пупырь, бобыль, теля, порося и др.). Как справедливо отмечает А. Морозов, «наблюдения над живым языком народа и послужили Ломоносову основой для создания первой русской научной грамматики». Велика была заслуга Ломоносова в области создания научной терминологии. И здесь он шел преимущественно путем использования общедоступных русских слов для обозначения сложных научных понятий. Вот некоторые из терминов, введенных Ломоносовым в научный оборот: законы движения, магнитная стрелка, земная ось, негашеная известь, преломление лучей, равновесие тел, воздушный насос и др.
Вообще же все филологические работы Ломоносова были направлены на решение основной задачи - мобилизации, «концентрации» всех «живых национальных сил русского языка»1. И с этой задачей в то время мог справиться только Ломоносов, который, по собственному признанию, «с малолетства познал общей Российской и Славянской языки, а достигши совершенного возраста, с прилежанием прочел почти все, древним Словено-Моравским языком сочиненные и в церкви употребительные книги. Сверх сего довольно знает все провинциальные диалекты здешней империи, также слова, употребляемые при Дворе, между духовенством и между простым народом, разумея при том: польский и другие с российским сродные языки». Итоговым произведением в филологическом цикле Ломоносова явился его трактат «О пользе книг церковных в Российском языке», опубликованный в качестве предисловия к собранию его сочинений 1757 года. В нем Ломоносов решал важнейшие взаимосвязанные литературно-языковые проблемы его времени: установление пропорции церковнославянских и русских, народных элементов в русском литературном языке, разграничение литературных стилей и классификация литературных жанров 2. Одно из основных положений Ломоносова связано с требованием существенно ограничить и упорядочить церковнославянские элементы в составе русского литературного языка. Ломоносов разделил все слова русского языка на три «рода речений». К первому роду относятся слова, «которые у древних славян и ныне у россиян общеупотребительны, например: бог, слава, рука, ныне, почитаю». Ко второму - относятся малоупотребительные (особенно в устной речи) славянские слова, но «всем грамотным людям» понятные, например: отверзаю, господень, насажденный, взываю. Из этой группы исключаются «неупотребительные и весьма обветшалые» (т. е. устаревшие) слова, такие, как: обоваю (ворожу, очаровываю), рясны (женские украшения типа ожерелья), овогда (иногда), свене (кроме). К третьему роду относятся исконно русские слова, «которых нет в остатках славенского языка, то есть в церковных книгах, например: говорю, ручей, который, пока, лишь». Отсюда исключаются «презренные слова» (т. е. «низкие», просторечные). Соотношением церковнославянской и исконно русской лексики определяются Ломоносовым «три штиля», за каждым из которых закрепляются определенные поэтические и прозаические жанры. Ломоносовская теория «трех штилей» в своих общих чертах не была его открытием. Эта теория, «складывавшаяся еще в латинской литературе (Цицерон, Гораций, Квинтилиан), была возрождена в эпоху Ренессанса и классицизма (XVII и XVIII веков). Она получила своеобразные национальные и конкретно-исторические черты в разных европейских странах. Ею воспользовались русские писатели XVI-XVII веков, а затем М. В. Ломоносов, прекрасно знакомый с риторическими стилистическими теориями далекого прошлого и своей эпохи». С теорией «трех штилей» Ломоносов познакомился еще в стенах академии, а позже за границей он существенно углубил свои познания в этом вопросе (с особым вниманием он изучал Готшеда). Но в это традиционное учение Ломоносов внес много нового, подчинив его национальным нуждам. Прежде всего, теорию «трех штилей» Ломоносова отличает исторический принцип. Однако нельзя забывать о том, что влияние Ломоносова на формирование русского литературного языка не ограничивалось лишь его теоретическими работами. Не меньшее воздействие оказала его языковая практика как в поэтических, так и в научных сочинениях. В них (в научных трудах в особенности) Ломоносов дал образцы не только следования правилам, но и значительного отступления от них, потому что «живой, страстной натуре ученого-патриота, просветителя, полемиста было тесно в рамках установленной им же самим стилистической классификации». Знаменательно также, что в прозе Ломоносова встречаются и зачатки описания природы почти в сентиментальном стиле. «Смотреть на роскошь изобилующая натуры, когда она в приятные дни наступающего лета поля, леса и сады нежною зеленью покрывает и бесчисленными родами цветов украшает; когда текущие в источниках и реках ясные воды с тихим журчаньем к морям достигают и когда обремененную семенами землю то любезное солнечное сияние согревает, то прохлаждает дождя и росы благорастворенная влажность; слушать тонкий шум трепещущихся листов и внимать сладкое пение птиц есть чудное и чувства и дух восхищающее увеселение» - так начал Ломоносов свою «Программу» публичных лекций по физике в 1746 году.

Читать новости:




Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Михаил Ломоносов

Михаил  Ломоносов


Сочинение на тему «Грамматика» и «Риторика» Ломоносова, Ломоносов



Больше всего просматривают

  1. Сочинение о маме
  2. Анализ стихотворения Брюсова юному поэту
  3. Сочинение на тему мой лучший друг
  4. Милосердие сочинение
  5. На поле куликовом Блок анализ
  6. Сочинение про маму
  7. Сочинение на тему моя малая Родина
  8. Пьеса двенадцать месяцев найти сравнения
  9. Детство сочинение
  10. Мой учитель сочинение
  11. Сочинение на тему мой класс
  12. Анализ стихотворения Блока Россия
  13. Сочинение про войну
  14. Сочинение на тему случай из жизни
  15. Я гражданин своей страны
  16. Подвиг человека на войне сочинение
  17. Заметка в газету по русскому языку
  18. Сочинение 4 класс
  19. Сочинение охрана окружающей среды
  20. Сочинение на тему космос
  Грамматика в сочиненииМобильная версия

Детство сочинение