👍Сочинение – «Идеал русского классицизма в произведениях Ломоносова» Ломоносов 

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Идеал русского классицизма в произведениях Ломоносова - сочинение

Ломоносов был одним из первых теоретиков классицизма, а в его поэзии наиболее полно нашли свое отражение эстетические поиски и этический идеал русского классицизма общенационального направления. Жизнь и деятельность Ломоносова - замечательный пример беззаветного служения своей родине. Большую воспитательную роль жизни и личности Ломоносова отмечал еще в свое время Б. Г. Белинский: «Юноши с особенным вниманием и особенной любовью должны изучать его жизнь, носить в душе своей его величавый образ».

М. В. Ломоносов родился 8 ноября (по старому стилю) 1711 года в деревне Мишанинской, расположенной на одном из островов Северной Двины, близ города Холмогоры. Отец его, государственный крестьянин В. Д. Ломоносов, прошел трудный путь рядового помора, который, по словам будущего ученого и поэта, «довольство свое» кровавым потом нажил.

Детство и юность Ломоносова протекали среди величественной северной природы, оставившей неизгладимый след в душе мальчика. Многие наблюдения тех лет были впоследствии использованы в научных трудах.

Когда мальчику исполнилось всего десять лет, отец начал брать его с собой каждое лето и осень на рыбную ловлю в Белое и Северное моря. Трудности морского промысла укрепили в характере юноши отвагу, выносливость, находчивость.

На формирование личности Ломоносова оказало также несомненное влияние и своеобразное положение Русского Севера: здесь не было помещичьего крепостного права, к тому же не последнюю роль в становлении характера поморов сыграло их тесное общение с беглыми холопами, раскольниками и ссыльными, которых немало оказалось в этих местах; широко были развиты промыслы и ремесла, распространено устное поэтическое творчество. Однако было бы неправомерным утверждать, что Ломоносова целиком создала «областная культура» Севера. Его создал «исторический опыт и гений всего русского парода».

Первыми учителями Ломоносова были крестьянин Иван Шубной (отец известного впоследствии скульптора Ивана Шубина) и дьячок Семен Никитин Сабельников. Они обучали его грамоте. Причем учение шло столь успешно, что, по преданию, второй учитель скоро пал в ноги своему ученику и признался, что обучать его больше не разумеет. Ломоносов жадно читает книги, найденные у соседей. «Вратами своей учености» назовет он позже славную «Грамматику» Мелетия Смотрицкого, «Арифметику, сиречь науку числительную» Леонтия Магницкого и «Рифмотворную псалтырь» Симеона Полоцкого, которая дала будущему поэту первые образцы силлабических стихов.

В конце 1730 года вместе с попутным рыбным обозом Ломоносов направился в Москву, не позабыв взять с собой «любезных своих книг». Здесь он, скрыв свое крестьянское происхождение, поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Общеизвестны трудности и лишения, которые пришлось испытать Ломоносову, не оставившему, однако, наук из-за «несказанной бедности», Блестящие способности юноши проявляются здесь в полной мере, о чем свидетельствует хотя бы такой пример: ни слова не знавший при поступлении в «Спасские школы» по-латыни, Ломоносов уже через год начинает писать стихи на латинском языке. В «Спасских школах» он знакомится с произведениями античной литературы, занимается пиитикой и риторикой, а в свободное время читает «философские, физические п математические книги», узнает об открытиях современного ему естествознания. С первых же дней своего пятилетнего пребывания в Москве Ломоносов оказался в демократической среде. Именно и эти годы начинает формироваться его научное и философское мировоззрение,

В конце 173Б года пришло сенатское предписание выбрать из учеников «Спасских школ» двадцать человек, «в науках достойных», и отправить их в Петербург, в Академию наук. Отобрано было двенадцать, среди них оказался и Ломоносов.


 
В качестве студента, однако, Ломоносову пришлось здесь пробыть недолго: в сентябре 1736 года вместе со своими соучениками он отплыл из Кронштадта, чтобы изучить на чужбине химию и горное дело. В ноябре 1736 года «петербургские руссы» были записаны в университетскую книгу немецкого города Марбурга. Русские студенты слушают лекции по математике и техническим дисциплинам знаменитого профессора X. Вольфа, сыгравшего большую роль в подготовке немецкого просвещения. Об успехах в занятиях Ломоносова свидетельствуют его отчеты в Петербургскую Академию наук. Это такие самостоятельные исследования, как «О превращении твердого тела в жидкое, зависящем от движения имеющейся налицо жидкости», «Физическая диссертация о различии смешанных тел, состоящем в сцеплении корпускул» и др. С интересом штудирует Ломоносов руководства по стихосложению, сам пробует силы в стихотворстве. В 1739 году он написал трактат «Письмо о правилах российского стихотворства» и приложение - «Ода на взятие Хотина». В этом Же году русские студенты покинули Марбург,, чтобы продолжить свою научную подготовку в Фрейберге, где надлежало обучиться горному делу и металлургии. И Ломоносов старается постичь существо дела: не только слушает лекции и читает книги, но и спускается в рудники, изучает строение «слоев земных». В 1741 году Ломоносов возвратился на родину. В Петербургской Академии наук наступает зрелая пора его разносторонней творческой деятельности. «Историк, риторик, физик, механик, химик, минералог, художник и стихотворец», по словам А. С. Пушкина, Ломоносов явился автором замечательных открытий, создателем фундаментальных и оригинальных научных трудов. Основоположник русской химической науки, Ломоносов в 1748 году формулирует материалистический закон о сохранении вещества при химических превращениях,, подтвержденный впоследствии Лавуазье. Он разрабатывает проблемы физической химии - совершенно новой в то время области знания, изучая явления вязкости, капиллярности, кристаллизации, преломления света и т. д. В практику химического исследования он впервые вводит микроскоп, заявляет себя сторонником атомно-молекулярного строения материи. Ломоносов-экспериментатор ведет наблюдения над атмосферным электричеством, которые обобщает в «Слове о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих» (1753). Он первый указывает на электрическую природу северных сияний. Стремясь поставить пауку па службу практике, изобретает громоотвод. В условиях церковного мракобесия ученый-просветитель защищает учение Коперника о множественности миров и ведет собственные астрономические наблюдения сконструированным телескопом. Наблюдая за прохождением Венеры по диску Солнца, Ломоносов приходит к смелому выводу, что «планета Венера окружена знатной воздушной атмосферой». Большой вклад внес Ломоносов и в развитие русской исторической науки. Противник антипатриотических теорий происхождения Руси от норманнских пришельцев, Ломоносов глубоко изучает источники, подтверждающие древность славянского мира, гордится своим народом, который в трудных исторических условиях «не токмо не расточился, но и на высочайший степень величества, могущества и славы достигнул». Гениальный ученый-просветитель Ломоносов, как сказал Н. Г. Чернышевский, «желал служить не чистой науке, а только отечеству». Его стараниями в 1755 году был создан Московский университет, среди студентов и преподавателей которого было много единомышленников Ломоносова. Ломоносов умер 4 апреля 1765 года в расцвете сил. О своем значении как истинно русского ученого он прекрасно сказал, обращаясь к соотечественникам: «Сами свой разум употребляйте. Меня за Аристотеля, Картезия, Невтона не почитайте. Ежели вы мне их имя дадите, то знайте, что вы холопы, а моя слава падет и с вашею».





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Идеал русского классицизма в произведениях Ломоносова. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Ломоносов > Идеал русского классицизма в произведениях Ломоносова
Михаил Ломоносов

 Михаил  Ломоносов


Сочинение на тему Идеал русского классицизма в произведениях Ломоносова, Ломоносов