А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Ломоносов > Идеал русского классицизма в произведениях Ломоносова
Идеал русского классицизма в произведениях Ломоносова - сочинение
Ломоносов был одним из первых теоретиков классицизма, а в его поэзии наиболее полно нашли свое отражение эстетические поиски и этический идеал русского классицизма общенационального направления. Жизнь и деятельность Ломоносова - замечательный пример беззаветного служения своей родине. Большую воспитательную роль жизни и личности Ломоносова отмечал еще в свое время Б. Г. Белинский: «Юноши с особенным вниманием и особенной любовью должны изучать его жизнь, носить в душе своей его величавый образ».

М. В. Ломоносов родился 8 ноября (по старому стилю) 1711 года в деревне Мишанинской, расположенной на одном из островов Северной Двины, близ города Холмогоры. Отец его, государственный крестьянин В. Д. Ломоносов, прошел трудный путь рядового помора, который, по словам будущего ученого и поэта, «довольство свое» кровавым потом нажил.

Детство и юность Ломоносова протекали среди величественной северной природы, оставившей неизгладимый след в душе мальчика. Многие наблюдения тех лет были впоследствии использованы в научных трудах.

Когда мальчику исполнилось всего десять лет, отец начал брать его с собой каждое лето и осень на рыбную ловлю в Белое и Северное моря. Трудности морского промысла укрепили в характере юноши отвагу, выносливость, находчивость.

На формирование личности Ломоносова оказало также несомненное влияние и своеобразное положение Русского Севера: здесь не было помещичьего крепостного права, к тому же не последнюю роль в становлении характера поморов сыграло их тесное общение с беглыми холопами, раскольниками и ссыльными, которых немало оказалось в этих местах; широко были развиты промыслы и ремесла, распространено устное поэтическое творчество. Однако было бы неправомерным утверждать, что Ломоносова целиком создала «областная культура» Севера. Его создал «исторический опыт и гений всего русского парода».

Первыми учителями Ломоносова были крестьянин Иван Шубной (отец известного впоследствии скульптора Ивана Шубина) и дьячок Семен Никитин Сабельников. Они обучали его грамоте. Причем учение шло столь успешно, что, по преданию, второй учитель скоро пал в ноги своему ученику и признался, что обучать его больше не разумеет. Ломоносов жадно читает книги, найденные у соседей. «Вратами своей учености» назовет он позже славную «Грамматику» Мелетия Смотрицкого, «Арифметику, сиречь науку числительную» Леонтия Магницкого и «Рифмотворную псалтырь» Симеона Полоцкого, которая дала будущему поэту первые образцы силлабических стихов.

В конце 1730 года вместе с попутным рыбным обозом Ломоносов направился в Москву, не позабыв взять с собой «любезных своих книг». Здесь он, скрыв свое крестьянское происхождение, поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Общеизвестны трудности и лишения, которые пришлось испытать Ломоносову, не оставившему, однако, наук из-за «несказанной бедности», Блестящие способности юноши проявляются здесь в полной мере, о чем свидетельствует хотя бы такой пример: ни слова не знавший при поступлении в «Спасские школы» по-латыни, Ломоносов уже через год начинает писать стихи на латинском языке. В «Спасских школах» он знакомится с произведениями античной литературы, занимается пиитикой и риторикой, а в свободное время читает «философские, физические п математические книги», узнает об открытиях современного ему естествознания. С первых же дней своего пятилетнего пребывания в Москве Ломоносов оказался в демократической среде. Именно и эти годы начинает формироваться его научное и философское мировоззрение,

В конце 173Б года пришло сенатское предписание выбрать из учеников «Спасских школ» двадцать человек, «в науках достойных», и отправить их в Петербург, в Академию наук. Отобрано было двенадцать, среди них оказался и Ломоносов.

В качестве студента, однако, Ломоносову пришлось здесь пробыть недолго: в сентябре 1736 года вместе со своими соучениками он отплыл из Кронштадта, чтобы изучить на чужбине химию и горное дело. В ноябре 1736 года «петербургские руссы» были записаны в университетскую книгу немецкого города Марбурга. Русские студенты слушают лекции по математике и техническим дисциплинам знаменитого профессора X. Вольфа, сыгравшего большую роль в подготовке немецкого просвещения. Об успехах в занятиях Ломоносова свидетельствуют его отчеты в Петербургскую Академию наук. Это такие самостоятельные исследования, как «О превращении твердого тела в жидкое, зависящем от движения имеющейся налицо жидкости», «Физическая диссертация о различии смешанных тел, состоящем в сцеплении корпускул» и др. С интересом штудирует Ломоносов руководства по стихосложению, сам пробует силы в стихотворстве. В 1739 году он написал трактат «Письмо о правилах российского стихотворства» и приложение - «Ода на взятие Хотина». В этом Же году русские студенты покинули Марбург,, чтобы продолжить свою научную подготовку в Фрейберге, где надлежало обучиться горному делу и металлургии. И Ломоносов старается постичь существо дела: не только слушает лекции и читает книги, но и спускается в рудники, изучает строение «слоев земных». В 1741 году Ломоносов возвратился на родину. В Петербургской Академии наук наступает зрелая пора его разносторонней творческой деятельности. «Историк, риторик, физик, механик, химик, минералог, художник и стихотворец», по словам А. С. Пушкина, Ломоносов явился автором замечательных открытий, создателем фундаментальных и оригинальных научных трудов. Основоположник русской химической науки, Ломоносов в 1748 году формулирует материалистический закон о сохранении вещества при химических превращениях,, подтвержденный впоследствии Лавуазье. Он разрабатывает проблемы физической химии - совершенно новой в то время области знания, изучая явления вязкости, капиллярности, кристаллизации, преломления света и т. д. В практику химического исследования он впервые вводит микроскоп, заявляет себя сторонником атомно-молекулярного строения материи. Ломоносов-экспериментатор ведет наблюдения над атмосферным электричеством, которые обобщает в «Слове о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих» (1753). Он первый указывает на электрическую природу северных сияний. Стремясь поставить пауку па службу практике, изобретает громоотвод. В условиях церковного мракобесия ученый-просветитель защищает учение Коперника о множественности миров и ведет собственные астрономические наблюдения сконструированным телескопом. Наблюдая за прохождением Венеры по диску Солнца, Ломоносов приходит к смелому выводу, что «планета Венера окружена знатной воздушной атмосферой». Большой вклад внес Ломоносов и в развитие русской исторической науки. Противник антипатриотических теорий происхождения Руси от норманнских пришельцев, Ломоносов глубоко изучает источники, подтверждающие древность славянского мира, гордится своим народом, который в трудных исторических условиях «не токмо не расточился, но и на высочайший степень величества, могущества и славы достигнул». Гениальный ученый-просветитель Ломоносов, как сказал Н. Г. Чернышевский, «желал служить не чистой науке, а только отечеству». Его стараниями в 1755 году был создан Московский университет, среди студентов и преподавателей которого было много единомышленников Ломоносова. Ломоносов умер 4 апреля 1765 года в расцвете сил. О своем значении как истинно русского ученого он прекрасно сказал, обращаясь к соотечественникам: «Сами свой разум употребляйте. Меня за Аристотеля, Картезия, Невтона не почитайте. Ежели вы мне их имя дадите, то знайте, что вы холопы, а моя слава падет и с вашею».




Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Михаил Ломоносов

Михаил  Ломоносов


Сочинение на тему Идеал русского классицизма в произведениях Ломоносова, Ломоносов



Больше всего просматривают

  1. Сочинение на тему моя семья
  2. Сочинение на тему ревизор
  3. Образ Чичикова в поэме мертвые души
  4. Отцы и дети сочинение
  5. Сочинение на тему капитанская дочка
  6. Сочинение мертвые души
  7. Сочинение моя любимая книга
  8. Сочинение на тему образ Тараса бульбы
  9. Сочинение по рассказу после бала
  10. Сочинение кем я хочу стать
  11. Сочинение на тему тихий Дон
  12. Смысл названия Романа отцы и дети
  13. Сочинение на тему
  14. Женские образы в герой нашего времени
  15. Тема свободы в поэме мцыри
  16. Сочинение на тему весна пришла
  17. Русский язык сочинение