А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Мария Стюарт > Характеристики Елизаветы и Марии в драме «Мария Стюарт»
Характеристики Елизаветы и Марии в драме «Мария Стюарт» - сочинение

Кульминационный пункт борьбы двух королев - встреча Елизаветы с Марией написана Шиллером с исключительным драматизмом. Вначале Елизавета держится снисходительно по отношению к своей сопернице, ибо сознает свое превосходство, состоящее в том, что она обладает политической властью. Мария чувствует свою слабость и смиренно просит Елизавету о милосердии. Но когда Елизавета уничижительно говорит о Марии как о женщине, шотландская королева отбрасывает смиренный тон и гневно опровергает законность прав Елизаветы на трон Англии. На стороне Елизаветы сила, но не право; Мария считает, что право на ее стороне:

    * Цари здесь право, вы теперь лежали б
    * Во прахе, ибо я - ваш повелитель!

Ненависть Елизаветы к Марии усиливается из-за любви Лейстера к заключенной королеве. И хоти любовнику Елизаветы удается доказать свою непричастность к заговору Мортимера, у Елизаветы тем не менее остаются сомнения, которые не могли не повлиять на се решение подписать приказ о казни Марии. Елизаветой руководит не знающая пределов месть женщины, потерпевшей поражение в любви.

В трактовке образов Елизаветы и Марии не могла не сказаться свойственная Шиллеру идеалистическая концепция трагической вины. «Вину», а следовательно, и причину гибели Марии Стюарт Шиллер, вступая в противоречие с логикой исторических событий, отраженных им в драме, ищет не в том, какую политическую позицию она занимала в борьбе общественных сил эпохи, а в ее аморальных поступках (убийство мужа и т. д.). Если Мария в драме Шиллера и была причастна к политическим заговорам, то только вследствие желания освободиться от незаконного и несправедливого заключения и добиться восстановления своих прав на английский престол после смерти Елизаветы. Главное обвинение, предъявленное ей, - участие в заговоре Бабингтона с целью убийства английской королевы - Шиллер категорически отклоняет. Мария не отрицает, что в прошлом она совершила много аморальных поступков. Но за годы пребывания в тюрьме она так много страдала, что это как бы уравняло счет несправедливостей, совершенных ею и совершенных по отношению к ней. Теперь она иначе смотрит на жизнь. Мария побеждает в себе «чувственные» стремления к власти и любви. С первого же действия перед нами кающаяся Мария. Чем слабее становятся шансы Марии на политический успех ее дела, чем меньше у нее остается надежды на освобождение, тем выше и чище становится она морально.

Совсем иное происходит в душе Елизаветы. Если вначале она колеблется и не решается казнить Марию, она доходит до того, что хочет тайно убить свою соперницу (сперва с. помощью Полета, затем - Мортимера). Когда это не удается, Елизавета подписывает смертный приговор, лицемерно утверждая при этом, что она не отдавала приказа о казни. В самом конце драмы это лицемерие обнаруживается особенно ярко: после казни Марии она, оставшись одна, ликуя, восклицает: «Теперь я королева!». Публично Елизавета продолжает разыгрывать комедию своей непричастности к казни, заключает государственного секретаря Дэвисона в тюрьму, канцлера Берли подвергает опале и т. п. Но всем слишком ясна эта комедия; даже председатель суда Шрузбери, возмущенный лицемерием Елизаветы, покидает королеву, а ее любовник Лейстер уезжает во Францию.
Политически Елизавета победила, морально она побеждена. Мария политически потерпела полное поражение, но морально победительница она. В итоге оказывается, что Елизавета воплощает принцип насилия, а Мария - жертва этого насилия. Борьба за спасение Марии воспринимается как борьба против монархического произвола. Отсюда и возникает та возможность сценической интерпретации образа Марии Стюарт, которую столь блестяще использовала гениальная русская актриса М. Н. Ермолова. В ее трактовке Мария выражала протест против подавления личности бездушной силой государственного аппарата монархии. Такое понимание образа вытекает из концепции Шиллера, который перевел политический конфликт в моральный план, противопоставив «реалистов» и «идеалистов». Бездушное начало буржуазного общества и государства воплощено в образах Елизаветы, Берли, Полета. Они - «реалисты», действующие во имя своих интересов, которые отождествляются ими с интересами государства. Им противостоят «идеалисты» - Мария, Кеннеди, Мортимер. Мортимер особенно выделяется среди персонажей трагедии как типично шиллеровский положительный герой. Им руководит бескорыстная любовь, делающая его способным на высокий акт самоцожертвования. Как и Макс Пик-коломини в «Валленштейне», Мортимер обладает той «свободой духа», которая возникает вследствие отсутствия эгоистических побуждений, ибо даже в любви Мортимер не требует награды и взаимности. Если бы Шиллер со всей объективностью воспроизвел данный исторический конфликт, он должен был бы иначе изобразить Марию. Историзм несомненно понес в его драме некоторый ущерб, зато в выигрыше оказался гуманизм. Мария не только сама - олицетворение гуманности, но и умеет возбуждать благороднейшие чувства и стремления в других людях, борющихся за ее освобождение. «Мария Стюарт» - одно из наиболее сценических произведений Шиллера. Искусство Шиллера-драматурга проявилось в этой трагедии с особенным блеском. Глубокое идейное и психологическое содержание вложено Шиллером в такую форму, которая непосредственно апеллирует к чувствам читателя и зрителя. Действие здесь более обозримо, чем, например, в «Валленштейне»; события сконцентрированы так мастерски, с такой экономией, что на небольшом отрезке времени с исчерпывающей полнотой раскрываются хара!теры и жизненные судьбы героев. Богатство и разнообразие сценических эффектов сочетается в драме с динамикой действия, держащего зрителя в постоянном напряжении. Умелое распределение света и тени в обрисовке характеров, изображение героев в развитии делают всю картину драматической борьбы удивительно живой и психологически убедительной. Не будет преувеличением, если мы скажем, что творческие искания Шиллера в области драматургической формы увенчались наибольшим успехом именно в «Марии Стюарт». Композиция драмы отличается большой гармоничностью частей, составляющих ее. Шиллер достиг здесь высот подлинной трагедийности. Однако не все задачи, которые ставил себе Шиллер - мыслитель и художник, получили полное решение в «Марии Стюарт». Он не мог не сознавать противоречия между историческим значением его героини и теми началами, выразителем которых он ее сделал. Он продолжал поиски исторического материала, дававшего ему возможность представить героя, идеальность которого совпадала бы с его реальным историческим значением. Это стремление было осуществлено им в «Орлеанской деве» и «Вильгельме Телле».




Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Мария Стюарт

Мария Стюарт


Сочинение на тему Характеристики Елизаветы и Марии в драме «Мария Стюарт», Мария Стюарт



Больше всего просматривают

  1. Сочинение на тему моя семья
  2. Мастер и Маргарита сочинение
  3. Образ Чичикова в поэме мертвые души
  4. Сочинение на тему мама
  5. Тарас бульба сочинение 7 класс
  6. Образ аси в повести Тургенева
  7. Моя будущая профессия сочинение
  8. Антисочинение ру
  9. Сочинение на тему зимние каникулы
  10. Сочинение на тему
  11. Дом моей мечты сочинение
  12. Образ Евгения Онегина сочинение
  13. Женские образы в романе тихий Дон
  14. Русский язык сочинение
  15. Сочинение герой нашего времени
  16. Описание внешности человека сочинение
  17. Сочинение левша
  18. Сочинение на тему война и мир
  19. Григорий мелихов в романе тихий Дон
  20. Сочинение Дубровский
  Описание Марии в пьесе на днеМобильная версия

Антисочинение ру Дом моей мечты сочинение