А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Добро и зло в романе М А Булгакова «Мастер и Маргарита» - сочинение

М. А. Булгаков — писатель, подаривший нам много замечательных произведений, в которых он отразил свое отношение и свой взгляд на время, в которое жил.

Историко-философский роман «Мастер и Маргарита» оказался последней книгой. В этот роман писатель вложил всю душу, отразил свой взгляд на вечные вопросы и попытался ответить на них. Проблема добра и зла интересовала и волновала людей во все времена. Это две части одного целого, которые всегда будут бороться между собой за человеческую душу. «Благими намерениями выложена дорога в ад» — гласит пословица, как нельзя лучше подтверждая размытость границ между этими понятиями. Так и в романе «Мастер и Маргарита» нет четких границ между добром и злом. Ведь справедливость вершится носителями зла, как бы утверждая торжество добра. Эту мысль можно также подтвердить словами из «Фауста» И. Гете: «Часть вечной силы я, всегда желавшей зла, творившей лишь благое».

Жанр этого произведения — роман в романе, действие которого разворачивается в двух временных плоскостях: двадцатые годы в Москве и древний Ершалаим. В первой главными героями являются Маргарита — жена высокопоставленного начальника и в то же время, по словам Мастера, «его тайная супруга»; Мастер — человек, выигравший большой денежный приз, оставивший работу и занявшийся писательским трудом. Именно роман Мастера о Га-Ноцри как бы вплетается в роман самого М. А. Булгакова.

Главные герои ершалаимских глав романа — это Иешуа и Понтий Пилат. Они спорят о том, будет ли царство истины или нет. Эти философские беседы римского прокуратора Иудеи и бродячего философа со стороны напоминают диалог между палачом и его жертвой.

Но, вчитываясь в этот диалог, невольно думаешь, что прокуратор не сможет отправить Иешуа на казнь, потому что в словах Пилата вроде бы проскальзывает некое подобие симпатии к бродячему философу. Для прокуратора, с одной стороны, неприемлемо поведение Иешуа, но, с другой стороны, он осознает, что перед ним человек, способный избавить от душевных страданий. Только встреча с Иешуа заставила Понтия Пилата задуматься над смыслом жизни, но, увы, в самую важную минуту он не смог перебороть себя и не спас невиновного человека.

Образ Пилата демонстрирует противостояние личности себе же. В его душе борются желание поступить с Га-Ноцри по совести и страх за собственную жизнь, и последний побеждает. Но именно прокуратор, обрекший на смерть несчастного преступника, приказал тайно убить Иуду, предавшего Иешуа, — совершается возмездие за предательство. Однако Пилат все же был наказан за свою трусость бессмертием и «неслыханной» славой и был прощен. 

Распространившееся в мире зло приобрело такой размах, по мнению Булгакова, что сам Сатана вынужден вмешаться, потому что не стало никакой другой силы, способной это сделать. Так появляется в «Мастере и Маргарите» Воланд.

Воланд и Сатана в романе одно и то же лицо. Он воплощение зла, возмездия и... справедливости. Как ни странно, но Булгаков именно духу зла дает право вершить правосудие. По мнению писателя, со злом можно бороться только злом. Зло в лице Воланда и его свиты мистически притягательное, зло же. в котором погрязли москвичи, вызывает неприятие. Таким образом, оно может быть разным в своем проявлении.



 
Но Сатана не только карает, он ещё и вознаграждает. Одних людей он наказывает, например, Берлиоза и Алоизия Могарыча. Всё скверное в той московской суете чиновников и элементарных обывателей испытывает на себе сокрушительные удары Воланда. Возможно он, занимая некую срединную с позицию, является всего лишь отражением поступков людей. Других же Воланд учит жизни, заставляет пересмотреть свои взгляды. Речь идёт, прежде всего, о поэте Иване Бездомном. Он жил как все, не задумываясь о вечном, писал скверные стихи, пока после встречи с Воландом на Патриарших не попал в лечебницу для душевнобольных, не познакомился с Мастером и не пересмотрел свои взгляды. Так же благодаря духу зла в романе обретают друг друга Мастер и Маргарита и остаются навсегда вместе. Они оба многое выстрадали, и Воланд вознаграждает их за это, даруя покой, потому что света они не заслужили. «А что же вы не берете его к себе, в свет?.. — Он не заслужил света, он заслужил покой, — печальным голосом проговорил Левий». Возникает вопрос: почему? Ведь ни Мастер, ни Маргарита не совершили никакого явного зла? Нет, но Маргарита далеко не положительная героиня. Она изменила мужу, т. е. нарушила одну из библейских заповедей «Не прелюбодействуй?, радовалась приобретению демонических способностей, ведь для нее это возможность помочь Мастеру. Маргарита — ведьма, и Булгаков прямо говорит об этом: «Что нужно было этой женщине, в глазах которой всегда горел какой-то непонятный огонечек, что нужно было этой чуть косящей на один глаз ведьме, украсившей себя тогда весною мимозами?» А Мастер не смог победить в борьбе с тем злом, что окружало его. Он сжег роман, отчаялся и впал в уныние, которое является одним из смертных грехов. Но и Мастер, и Маргарита сумели сохранить свою любовь, остались верны друг другу, а потому заслужили покой. Тьма и свет в романе переплетаются, дополняют друг друга. Сила одного напрямую зависит от существования другого. Добро и зло — две стороны одной медали. Не зря Воланд говорит Левию Матвею, что мир без теней будет ободран и что тени появляются «от людей и предметов». Зло, тень — это есть Воланд, а добро и свет — это Иешуа, и один всегда будет следовать за другом. Таков закон миропорядка, и Булгаков понимал это. «Мастер и Маргарита» — это роман, о котором можно говорить всегда и каждый раз увидеть что-то новое. Это произведение останется актуальным во все времена, так как проблемы, поднятые в нём, волнуют и будут волновать людей всегда. То, что мы называем добром и злом, есть результат несовершенства сознания. Зло начало появляться в мире тогда, когда появилось сердце, способное его чувствовать.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Добро и зло в романе М А Булгакова «Мастер и Маргарита». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Мастер и Маргарита > Добро и зло в романе М А Булгакова «Мастер и Маргарита»
Мастер и Маргарита

Мастер и Маргарита


Сочинение на тему Добро и зло в романе М А Булгакова «Мастер и Маргарита», Мастер и Маргарита