А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Мертвые души > Сочинение Русь в романе «Мертвые души» Лирические отступления в поэме
Сочинение Русь в романе «Мертвые души» Лирические отступления в поэме - сочинение
Эпиграфом к работе над темой выбираем слова А. И. Герцена: За мертвыми душами - души живые». Анализ начинаем с уточнения тематики лирических отступлений. Каждая группа учащихся выделит в «своих» главах лирические отступления и сформулирует их темы. Лирические отступления - неотъемлемая часть всего содержания поэмы и важнейшая особенность композиции. В ходе работы над «Мертвыми душами» у Гоголя созрел замысел представить в своем произведении «всю Русь». Однако история похождений проходимца и авантюриста, взятая сама по себе, еще не давала такой возможности. Система же лирических отступлений, затрагивая самые разнообразные темы, внешне никак не связанные с сюжетом поэмы, позволяла увидеть каждый отдельный персонаж со своим индивидуальным обликом сквозь призму более широкой действительности. Таким образом, многочисленные лирические отступления - в большинстве своем уже названные выше - бесконечно раздвигали границы изображаемого мира, усиливали сатирический пафос этого изображения. Вместе с тем, и это следует подчеркнуть, представления о «всей Руси» далеко не исчерпывались для Гоголя живущими в ней помещиками, чиновниками, мелькающими между ними Чичиковыми, однако общая критическая идея первого тома произведения не позволяла писателю, не нарушая художественной цельности повествования, показать в нем красоту народного характера. Без народа же нельзя было представить облик «всей Руси», поэтому Гоголь прибегнул к лирическим отступлениям, чтобы показать: под пошлым миром живет громадный народный мир, и он не исчерпывается социально приниженными и духовно неразвитыми Петрушкой и Селнфаном, дядей Митяем к дядей Миняем, «двумя дюжими дураками» Порфирием и Павлушкой, черноногой девчонкой Пелагеей, не умеющей различать «где право, где лево», или заподозренной в краже лоскутка бумаги Маврой и т. д., с которыми мы попутно познакомились, читая о похождениях Чичикова. Их обезличило и нравственно изуродовало крепостное право. Но вековой гнет не убил живой души народа в целом - эту чрезвычайно важную для Гоголя мысль также внушают читателю лирические отступления.
Вслед за лирическим отступлением о «замашистом, бойком русском слове» размышления Чичикова о судьбе купленных крестьян являются своеобразным продолжением авторской мысли о живой душе народа, и принадлежат спи не столько Чичикову, сколько самому Гоголю. В них раскрывается еще одна особенность народного характера: не только бойкий ум, но и талантливость, трудолюбие, способность освоить любое ремесло, любую работу. Доказательством тому служат образы плотника Степана Пробки, учившегося у немца, чудо-сапожника Максима Телятникова, замечательного каретника Михеева, кирпичника Милушкина и других. Каждый из них - замечательный мастер. Трудом каждого из них созидаегся жизнь. Отметим, что среди приобретенных Чичиковым «душ» есть и живые люди - это убежавшие от Плюшкина Еремей Карякин, отец и сын Волокиты, дворовой человек Попов и другие, предпочитавшие все превратности нелегкой скитальческой, без документов, жизни прозябанию у помещиков. Так раскрывается еще одна черта народного характера-вольнолюбие и непокорность, ибо бегство крестьян было стихийной формой протеста против насилия и произвола помещиков. Гоголь набрасывает выразительный портрет Абакума Фырова, жаждущего вольной жизни. Мысль о свободе, к которой стремится приставший к бурлакам Фыров, является естественным и необходимым выводом писательских раздумий о судьбе народа и его бесправном положении. Завершив анализ народных сцен, скажем о том, что раздумья Гоголя о судьбах народа неотделимы от его размышлений о судьбах родины, ее будущем, воплотившихся в лирических отступлениях одиннадцатой главы о Руси, о птице-тройке. Комментируя эти отрывки, учитель отметит, что Гоголь трагически переживал положение России, отданной во власть «мертвым душам» - помещикам и чиновникам, ведших страну к разорению и упадку: «бедно, разбросано и неприютно в тебе (в России… ничто не обольстит и не очарует взора». Завершаем сочинение анализом лирического отступления (в начале седьмой главы) о судьбах двух типов писателей, в котором Гоголь определяет существенную особенность своего творческого метода. По возможности этот отрывок желательно прочитать целиком, лучше-самому учителю. Чтение необходимо предварить кратким замечанием о том, что произведения Гоголя всегда вызывали живой интерес у читателей и одновременно резкие нападки реакционной критики, упрекавшей его в пристрастии к теневым сторонам действительности, в якобы сознательном искажении картин русской жизни. Особой остроты достигли они после постановки «Ревизора». Как бы ответом на них и стало это лирическое отступление, в котором Гоголь дает исключительно точное определение своего творческого метода и отстаивает право писать и говорить своим современникам правду о них самих.

Читать новости:




Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Мертвые души

Мертвые души


Сочинение на тему Сочинение Русь в романе «Мертвые души» Лирические отступления в поэме, Мертвые души



Больше всего просматривают

  1. Моя будущая профессия
  2. Дом моей мечты сочинение
  3. Сочинение на тему мой лучший друг
  4. Мои увлечения сочинение
  5. Сочинение на тему весна
  6. Русский язык сочинение
  7. Сочинение на тему мама
  8. Дубровский сочинение
  9. Сочинение о друзьях
  10. Рисунок на тему защиты природы
  11. Сочинение для 2 класса
  12. Смысл названия Романа тихий Дон
  13. Друг познается в беде сочинение
  14. Детство сочинение
  15. Мини сочинение на тему весна
  16. Сочинение на тему Дубровский благородный разбойник
  17. Образ Чичикова
  18. Капитанская дочка анализ
  19. Сочинение о труде
  20. Сочинение на тему музыка
  Мертвые души а