А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Можаев > Коллективизация в русской литературе (по роману Бориса Можаева "Мужики и бабы")
Коллективизация в русской литературе (по роману Бориса Можаева "Мужики и бабы") - сочинение
Литературоведение старается осмыслить происходящее, а в особенности во внутреннем, духовном мире людей, существующих в драматические эпохи. Как раз, поэтому подавляющее большинство писателей советского периода обращалось к проблеме коллективизации. "Мужики и бабы" — публицистический роман по своей жанровой природе, и автор не намеревается соперничать с М. Шолоховым по поводу воссоздания эпохи, а формулирует, с учетом опыта последующих поколений, отчетливо, сознательно и эмоционально гражданскую точку зрения. Борис Можаев свой роман "Мужики и бабы" назвал хроникальным. И это действительно хроника "великого перелома", ставшего трагедией русского крестьянства. "Нельзя гнуть историю, как палку, через колено", — настойчиво повторяет автор в "Мужиках и бабах". Лад и согласие в деревенском мире Можаева, не тронутом еще генеральной линией правящей партии, — такой видится писателю нэповская деревня, доживающая свои последние дни, своеобразный деревенский рай, идиллия мирной, почеловечески нормальной жизни. Коллективизация — процесс сложный, быть может, неоднозначный. Но Можаева интересует не весь комплекс проблем, связанный с коллективизацией, а в первую очередь "перегибы", допущенные при ее осуществлении. Этой цели подчинены все характеры в романе. Крупным планом показаны местные, районные и окружные руководители, стремящиеся во что бы то ни стало в считанные дни провести коллективизацию. Их действия лишь на первый взгляд незаконны. "Перегибы" не были нарушением генеральной линии, а прямым результатом сути ее программы, сути основных взглядов руководства страны на судьбу русского крестьянства. Гуманистическая позиция автора проявляется в уничтожающей критике как троцкистских, так и бухаринских взглядов на крестьянство, и для этого привлекаются архивные документы, газетные заметки, осуждается "дикарский восторг при виде того, как на огромном кострище корчилась и распадалась вековая русская община". В романе Можаева широко представлена думающая сельская интеллигенция: Успенский, Обухова, Озимов. Их спорам и размышлениям отведены многие страницы романа. Можаеву было важно понять смысл происходящего, потому что только вынужденная независимость оставалась "островком свободы" в условиях тоталитарного режима. Вполне реально и ярко нарисованы такие персонажи, как Возвышаев, Ашихмин, Сенечка Зенин. Секретарь Тихановской партячейки Сенечка Зенин — из породы людей, торопящих историю и события, мыслящих однозначно и категорично, местная церковь для него — дурдом, пригодный только для ссыпного пункта, и уж никак он не связывает ее с традициями деревенской жизни, а закрытие церкви — с подрывом авторитета советской власти. Человек без совести и чести, он способен выполнить любой приказ, лишь бы удержаться на плаву. Из породы людей, склонных к псевдореволюционному нетерпению, и идеолог режима Наум Ашихмин — сын разорившегося касимовского татарина. Несмотря на свое купеческое прошлое, он, никогда не стоявший у станка, считает себя пролетарием. Его заветная мечта — продвинуться в руководящий аппарат. У предрика Никанора Возвышаева своя жизненная философия: "Мир держится на страхе — либо ты боишься, либо тебя боятся". Главный принцип его руководства — держать людей в страхе. Вот образец его руководства даже своим, районным активом: "20 февраля все должны быть в колхозах! Не проведете в срок кампанию — захватите с собой сухари. Назад не вернетесь".
Как же проходит "всеобщая коллективизация"? Все идет по задуманному плану: 20 февраля все должны вступить в колхоз — вначале приготовить кормушки для скота, потом по всему району провести собрание, проголосовать и в течение 24 часов согнать весь скот, но мужики уперлись, семена не сдают. Возвышаев дает команду сбивать замки с амбаров, брать людей под арест, штрафовать. И тут взбунтовались крестьяне многих деревень. Мужики в Веретье переломали общественные кормушки и сбежали в лес, в селе Красухине избили Зенина и держат его под арестом, магазин разграбили, семена растащили. В Желудевке в сельсовете разбили окна, сожгли бумаги… Так и кончился "дикарский восторг при виде того, как на огромном кострище корчилась и распадалась вековечная русская община". Но кончился все-таки ненадолго. Мы знаем, что крестьянскому миру, жизни независимых, свободных людей был положен конец. Зенины и Возвышаевы победили. И плоды этой страшной победы мы пожинаем до сих пор. Протест Андрея Ивановича настолько глубок, что он даже не слушает своего брата, несмотря на то, что до этого законом жизни в их семье было быть всегда вместе, ибо только тогда можно чего-то добиться. Максим Бородин уговаривает его вступить в колхоз: "Ну, наденем эти ихние колхозные шинели да армяки… Поносим год, другой. Все же увидят, что в коленках жмут. Ну, посмеются да скинут. За старое возьмемся, за свое исконное посконное". Но брат все равно не соглашается идти в колхоз. Ему это самое "исконное посконное" дороже всего, и он не собирается в угоду комулибо менять свою жизнь. Мне кажется, что именно потому в деревне в пору коллективизации завязался подобный драматический конфликт, так как большинство крестьян не желали прощаться с привычным для них укладом жизни, заложенным еще их далекими предками. Собственно об этом и хочет рассказать нам Б. Можаев в своем замечательном романе. Деяния колхозных активистов были устремлены против трудового крестьянства, единственным источником достатка которого был тяжелейший труд от зари до зари, умелое ведение личного хозяйства, собственный интерес в плодах своего труда. Того и придерживается русское крестьянство, и собственно это инициировало подобную антипатию приверженцев колхозного уклада. Я считаю, что Б. Можаев в романе "Мужики и бабы" сумел передать не только конфликтную ситуацию на селе в пору коллективизации, но и истоки данного конфликта.

Читать новости:




Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Борис Можаев

Борис  Можаев


Сочинение на тему Коллективизация в русской литературе (по роману Бориса Можаева "Мужики и бабы"), Можаев



Больше всего просматривают

  1. Сочинение о маме
  2. Сочинение на тему мой лучший друг
  3. Сочинение на тему мама
  4. Сочинение про березу
  5. Пьеса двенадцать месяцев найти сравнения
  6. Сочинение на тему Дубровский благородный разбойник
  7. Анализ стихотворения Блока Россия
  8. Правда Луки
  9. Сочинение на тему моя любимая фотография
  10. Сочинение 4 класс
  11. Анализ стихотворения Брюсова юному поэту
  12. Сочинение на тему космос
  13. Сочинение Тарас бульба
  14. Сочинение на тему эссе
  15. Сочинение на тему тринадцатый подвиг Геракла
  16. Сочинение рассказ на основе услышанного
  17. Сочинение о животных
  18. Сочинение на тему отцы и дети