А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
ИНТЕЛЛИГЕНТ РАЗНОЧИНЕЦ В ПОЭЗИИ Н А НЕКРАСОВА - сочинение


В середине XIX века в русском обществе решительно заявила о себе новая сила, новый тип человека, который вошел в историю под именем интеллигента-разночинца, поскольку основная масса его представителей принадлежала к среднему классу и не обладала ни достатком купечества, ни привилегиями дворян. Интеллигент-разночинец не связан прочными традициями с историческим и политическим прошлым своей родины, он целиком устремлен в будущее, далек от религии с ее обещаниями счастья в иной, загробной жизни, он жаждет социальных перемен и хочет построить Царство добра и справедливости здесь, на земле. Фигура интеллигента-разночинца постепенно завоевывает себе прочное место в литературе той эпохи. Неудивительно, что такой большой художник слова, как Некрасов, который всегда чутко реагировал на события общественной жизни, уделил столько внимания этому новому типу человека. В своих стихах поэт обращается к Белинскому, Добролюбову, Чернышевскому и многим другим деятелям искусства и культуры.

Типичный путь интеллигента-разночинца Некрасов описывает в стихотворении «В. Г. Белинский»:

Родился он почти плебеем
Попал в Москву, учиться стал 
В Московском университете; 
Но выгнан был...

Далее поэт описывает, как Белинский вынужден был прозябать в нищете, «терпя нужду и горе», но, невзирая на трудности и лишения, начал писать статьи, в которых обрушивался на несправедливость, царящую в современном обществе, и не щадил «ни льстецов, ни идиотов». Однако бескорыстное служение правде обернулось для него трагедией:

И честный сеятель добра
Как враг отчизны был отмечен...
Замучен жизнью трудовой И постоянной нищетой, 
Он умер...

В стихотворении «Памяти Добролюбова», воспевая благородство души Добролюбова, отдавшего жизнь за дело свободы, Некрасов пишет:

Учил ты жить для славы, для свободы, 
Но более учил ты умирать.

В поэзии Некрасова жизнь интеллигента-разночинца — это всегда отказ от всех личных целей и интересов.

Сознательно мирские наслажденья 
Ты отвергал...

Герой Некрасова так говорит о человеческом призвании:

Жить для себя возможно только в мире, 
Но умереть возможно для других.

Эти «другие» — страждущий русский народ, во имя которого не жалко отдать и жизнь. Это народ, ожидающий прихода «честного сеятеля добра». «О, сеятель, приди!» — зовет «душа народа русского» в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Интеллигент-разночинец слышит этот крик о помощи и откликается на него:

Долг народа, 
Счастье его, 

 
Мир и свобода — Прежде всего. Некрасов постоянно подчеркивает исключительность и особую «святость» этих людей, часто сравнивая их с Христом. О Чернышевском поэт говорит: Его еще покамест не распяли, Но час придет — он будет на кресте... Обращаясь к судьбе интеллигента-разночинца, Некрасов создает образ непонятого, отвергнутого пророка, путь которого «тернист», ибо он проходит его «с своей карающею лирой», и «каждый звук его речей // плодит ему врагов суровых». Безжалостный обличитель людских пороков умирает «несчастлив и незнаем», а «любовь, что добрых прославляет // И клеймит злодея и глупца» награждает его «терновым венцом». Лирическому герою поэзии Некрасова понятны и близки не только возвышенные стремления- интеллигента-разночинца, йо и все его сомнения и колебания, неуверенность в своих силах, чувство вины перед народом, дело освобождения которого потребует еще многих жизней и долгих лет напряженной и мучительной борьбы. Поэтому порой в стихах поэта звучат пессимистические ноты: Да сознанье бессилья обидное Мне осталось одно впереди... Иногда лирический герой выражает настроения беспредельного отчаяния, вызванного бессилием изменить что-либо в окружающей действительности в обозримое время: Я последнюю песню пою, Но не будет она веселей, Будет много печальнее прежней, Потому что на сердце темней И в грядущем еще безнадежней. Однако Некрасов не теряет веры в то, что благие начинания его героя увенчаются успехом, ибо служение народу оправдывает все страдания его защитников: Я лиру посвятил народу своему. Выть может, я умру неведомый ему, Но я ему служил — и сердцем я спокоен... Гриша Добросклонов из поэмы «Кому на Руси жить хорошо», прототипом которого послужил для поэта Добролюбов, смело глядит в будущее и уверен, что свобода и справедливость восторжествуют в мире. Говоря о вольнолюбивой душе русского народа, Гриша Добросклонов произносит полные оптимизма слова, по форме напоминающие пророчество: Еще ты в семействе раба, Но мать уже вольного сына. Убогая, но обильная, забитая, но всесильная «Матушка-Русь» уже вступает на новый путь, ибо у нее «окончен с прошедшим расчет», а впереди — светлая и свободная жизнь.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме ИНТЕЛЛИГЕНТ РАЗНОЧИНЕЦ В ПОЭЗИИ Н А НЕКРАСОВА. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Некрасов > ИНТЕЛЛИГЕНТ РАЗНОЧИНЕЦ В ПОЭЗИИ Н А НЕКРАСОВА
Николай Некрасов

Николай  Некрасов


Сочинение на тему ИНТЕЛЛИГЕНТ РАЗНОЧИНЕЦ В ПОЭЗИИ Н А НЕКРАСОВА, Некрасов