А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Тема покаяния в романе Ф М Достоевского «Преступление и наказание» - сочинение

Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» — произведение философское, психологическое, социально-бытовое и нравственное. Этот роман до сих пор вызывает самые разные толки. Темы, поднятые Достоевским в «Преступлении и наказании», — вечные. Писатель попытался охватить как можно больше вопросов и попытался ответить на них. Роман сложен по своему замыслу, поэтому не удивительно, что и сейчас он продолжает вызывать споры.

Больше всего интересовала Достоевского тема греха и покаяния. По его мысли, человек должен обязательно уметь прощать и сострадать, проявлять христианское милосердие.

Кроме того, писатель в своем произведении размышляет о том, к чему приводит увлечение бесчеловечными идеями. Цель прекрасна — всеобщее счастье и благоденствие. Однако каковы пути к достижению этой цели? Отвечая на этот вопрос, Достоевский представляет нам историю одного преступления.

В народе русском издавна существовала поговорка: «Не согрешишь — не покаешься, не покаешься — не спасешься». Есть в этой фразе некоторое лукавство, как бы подталкивающее человека к греху. И как же бывал мучителен и долог путь согрешившего к духовному возрождению, которое без покаяния невозможно.

Тема греха и раскаяния нашла в классической русской литературе широчайшее освещение. Пожалуй, ни один русский писатель не прошел мимо нее. Но, на мой взгляд, наиболее полное воплощение она получила в романе Ф.М. Достоевского. Причем тема эта отражена в характере и поступках не только главного героя, но и других героев произведения.

Конечно, Родион Раскольников — главная фигура повествования. Именно его муки и терзания в первую очередь доказывают, что греха без возмездия не бывает, что любое злодейство уже в самом себе несет расплату за него. Но герой долго этого не сознает. Более того, он убежден в том, что греха вовсе не существует и для благой цели все позволено. Правда, конкретной цели у него нет. Он даже не представляет себе, какие благодеяния сможет оказать человечеству, в сущности, презираемому им. Его теория страшна сама по себе. Он настолько увлекается ей, что перестает замечать самые простые вещи. Для Раскольникова цель оправдывает средства, хотя на самом деле ни одна цель не стоит крайних средств. Он забывает о том, что только Бог может судить и вершит суд сам. Его теория перерастает в идеологию. К своему преступлению он готовится с особенной тщательностью, продумывая все детали.

Не зря дьявола называют «лукавым». Каждый, задумавший дьявольское дело, также вынужден лукавить. И, прежде всего, перед самим собой.



 
Раскольникову надо было доказать себе, что он «не тварь дрожащая, а право имеет». А это не что иное, как проявление гордыни, которая, согласно Священному Писанию, является одним из семи смертных грехов. Дьявольское начало присутствует в романе, недаром Раскольников говорит: «Черт меня вел на преступление». Для того чтобы удовлетворить свою гордыню, он идет на убийство, то есть совершает еще более страшный грех. И все его рассуждения по поводу того, что убить такую старушонку — десять грехов простится, не более как уловки. Он не убеждает даже себя самого. Раскольников ведь убил не только зловредную процентщицу, но и кроткую Лизавету — ее сестру. А о ней он не вспоминает, вернее, не хочет вспоминать. Грех Раскольникова заключается не только в самом преступном деянии, но в его помыслах. Ведь он сначала задумал, значит, только допустив мысль об убийстве, Раскольников совершил грех, который стал изнутри убивать его душу. Роман Достоевского вполне мог иметь заголовок «Грех и покаяние», поскольку оба названия отражают главную мысль произведения. Преступление предполагает расплату за него. Грех должен привести к покаянию, если только согрешивший человек не превратился в зверя, а сохранил в себе человеческое. О возможном духовном воскресении говорит Раскольникову Порфирий Петрович в тот момент, когда Раскольников готов отказаться от борьбы и сдаться. Но опять мешает его гордыня. Он понял, что совершил ошибку, но еще не осознал ужаса содеянного. Соня Мармеладова, казалось бы, сумело подвигнуть его на путь раскаяния. Но путь этот был тяжел и долог. Даже когда Раскольников сделал явку с повинной, о покаянии речь не шла. Просто он не в силах был вынести эту тяжесть— тяжесть совершенного злодейства. Он решил, что не принадлежит к сильным мира сего. Значит, должен идти на каторгу. Но от теории своей он еще не отказался. Раскаяние придет позже, на каторге. Здесь он воскреснет душой. Одно только мгновение внутреннего просветления меняет всю его жизнь. Он осознает ужас прошлого и преисполняется верой в будущее — совсем иное будущее. Это и есть высшая точка покаяния героя романа Достоевского. Особое место в романе занимают христианские мотивы. По сути, это библейские аналогии. Когда после преступления минует четыре дня, Раскольников слушает притчу о Лазаре, которую ему читает Соня. Эта притча имеет прямую аналогию с тем, что совершил Раскольников. Согласно библейскому сюжету, Лазарь был воскрешен Христом на четвертый день, так и Раскольников все эти дни после преступления был мертв, но пробуждается благодаря Соне, которая несет в себе христианское начало. Кроме того, Достоевский проводит скрытые аналогии между своими и библейскими героями. Например, притча о Каине, притча о Марфе и т. д. Важно и то, что Раскольников возвращается к свету, пройдя через страдания и познав любовь и сострадание. Эти понятия — самые важные в христианской идеологии. Есть в романе и образ ада, в котором воплотились христианские представления о месте наказания нераскаявшихся. По мысли писателя каждый имеет право на раскаяние и возрождение к лучшей жизни. Но все зависит от того, насколько это раскаяние будет своевременным. Кроме того, Достоевский утверждает мысль о том, что даже самый ничтожный человек имеет право на жизнь, пусть и никчемную. Человек создан по образу и подобию Божьему, а значит неприкосновенен.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Тема покаяния в романе Ф М Достоевского «Преступление и наказание». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Преступление и наказание > Тема покаяния в романе Ф М Достоевского «Преступление и наказание»
Преступление и наказание

Преступление и наказание


Сочинение на тему Тема покаяния в романе Ф М Достоевского «Преступление и наказание», Преступление и наказание