А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Тема греха и покаяния в романе Достоевского - сочинение



Среди всех писателей XIX века можно встретить немало блистательных имен. Это были и писатели, отмеченные несравненным талантом в создании мировых романов, и мастера, владевшие исключительным умением изображать дисгармонию буржуазного мира
и его тлетворное влияние на человеческую душу. В этом пантеоне великих имен имя Ф. М. Достоевского занимает одно из первых мест. Этот писатель обладал необычайным талантом: осмысляя и воплощая свои раздумья о русской действительности в ярких образах, в острых конфликтах, Достоевский сумел изобразить в своих произведениях проблемы настолько значимые, что их решение должно было определить дальнейшее нравственное развитие всего человечества. Жизнь и творчество Достоевского выпали на эпоху, когда в стране росло недовольство существовавшими порядками. В нравственных терзаниях своих героев, в их стремлении осмыслить современные им общественные отношения писатель показывал протест против царившего зла.

Особенно ярко эту тему Достоевский раскрыл в романе «Преступление и наказание», романе о России середины XIX века, об обитателях ее столицы, погибших и погибающих. В начале романа в Петербурге, в жаркий июльский день, мы встречаем бредущего в тоске молодого человека, как потом выясняется, бывшего студента Родиона Раскольникова. "Давным-давно как зародилась в нем вся эта теперешняя тоска», которая в последнее время приняла «форму ужасного, дикого и фантастического вопроса». Что же это за вопрос, так мучивший Раскольникова? Читая первые страницы романа, мы узнаем, что этот человек «покусился» на какое-то дело, у него зародилась какая-то «безобразная» мечта, которую он «как-то даже поневоле привык считать уже предприятием». Мечта эта появилась у него месяц назад, когда ему пришлось заложить у Алены Ивановны,
«старухи-процентщицы», колечко сестры. Эта «глупая, бессмысленная, ничтожная… старушонка» вызвала в душе Родиона непреодолимую ненависть и отвращение.
Встреча в распивочной с Мармеладовым лишь усугубила эту ненависть в душе и сознании Родиона. Услышав историю Сонечки и Катерины Ивановны, увидев нищету, в которой живет семейство Мармеладовых, Раскольников еще более убедился в том, что мир
несправедлив. Мир полон зла, им управляют богатые и жестокие, недостойные люди. На этот несправедливый мир и ополчился Родион Раскольников.

А старуха-процентщица стала для него воплощением, символом этого зла, насилия, несправедливости. С
этого момента в голове Раскольникова возникла и с неимоверной скоростью стала разрастаться мысль об убийстве старухи, «никому не нужной и, напротив, всем вредной».
Подавленное состояние, потрясение бездонностью человеческих страданий, а также вера в то, что «кровь по совести» может быть оправдана, разрешена – вот те факторы, заставившие Родиона решиться пойти на тяжкий грех – убийство.

Кара не заставила себя ждать. Весь месяц от преступления до признания проходит для Раскольникова в непрестанном напряжении, не прекращающейся ни на секунду внутренней борьбе. Это борьба с самим собой, выраженная в его лихорадочных
метаниях, страшнейших угрызениях совести. Взять хотя бы его ужасный сон, который он видит после убийства. Этот сон наполнен страшными, дикими, жуткими звуками, "таких неестественных звуков, такого воя, вопля, скрежета, слёз, побоев и ругательств он ещё никогда не слыхивал и не видывал". Под действием этих звуков у Родиона Раскольникова начали появляться первые и ещё робкие сомнения в своей теории. Настасья так охарактеризовала ему его состояние: "Это кровь в тебе кричит". Но в нём кричит не его кровь, а кровь убитых им людей. Всё существо Раскольникова воспротивилось
совершённому им преступлению, лишь воспалённый мозг уверяет сам себя в том, что теория верна и что для Родиона убийство должно быть так же обычно, как смена дня и ночи. Но это не так. Убийство породило между ним и людьми непроходимую черту: «Мрачное ощущение мучительного, бесконечного уединения и отчуждения вдруг сознательно сказались в душе его». Как бы два отчужденных, со своими законами, мира живут рядом, непроницаемые друг для друга – мир Раскольникова и другой – внешний мир. Духовно обессиленный бесконечными размышлениями, он хочет отделиться от этого мира бесповоротно и навсегда, но не может выдержать своего одиночества, не
может он отказаться от любви близких людей, окончательно порвать с ними и поэтому не в силах вынести своего преступления.

Истерзавшись от одиночества, сомнений и мук совести, Раскольников принимает путь смирения, отказывается от какого-либо протеста, идет на конечный шаг, который хоть как-то должен был уменьшить его терзания, – он решает признаться в содеянном. Перед признанием в убийстве он идет к Соне, чтобы хоть как-то замедлить течение времени, отдалить предстоящее наказание, «на человека посмотреть!». Всепрощающая любовь Сони, её вера убеждают Родиона "страдание принять". Этим она возвращает Раскольникова к людям, от которых он был отдалён совершённым преступлением. Соня спасает Раскольникова. Но ведь он сам шел навстречу этому спасению, он наказан и спасен своей собственной непотерянной человечностью, своим состраданием, своей любовью.

Однако самым страшным наказанием для Раскольникова явилось открытие ужасной истины: преступление оказалось бессмысленным, цели он не достиг, потому что он «не старуху убил, а принцип убил». «Не переступил, на этой стороне остался», оказался человеком обыкновенным, «тварью дрожащею». «Стало быть, я не имел права на такой шаг», - окончательно подытожил Раскольников, будучи уже на каторге. Здесь происходит окончательный приход Раскольникова к вере и отречение от «теории».

Рука его тянется к Евангелию, происходит воскрешение «падшего человека» и его покаяние.

Своим романом Достоевский хочет убедить читателя в бессмысленности и вредности активной борьбы человека за изменение существующего порядка, в бессмысленности и вредности борьбы прежде всего для самого человека. Всеобщая гармония и
счастье людей могут быть достигнуты лишь деятельной христианской любовью, страданием и смирением. В реальной жизни этот призыв Достоевского означал лишь отступление перед миром насилия и зла, который так беспощадно обличает роман "Преступление и наказание".

Великий русский писатель Ф. М. Достоевский был человеком очень религиозным. Он рос « в семействе русском и благочестивом », где знакомились с Евангелием « чуть не с первого детства ». Поэтому его, как никого другого, очень интересовала тема греха. Но сам грех по своей сути бывает разным. Оскорбил человека – нагрешил, убил – тоже нагрешил.

Достоевский в своём романе « Преступление и наказание » рассматривает грех идеологический. Греховную теорию, которая чудовищна сама по себе и, кроме того, приводит к человеческим смертям.

Роман Ф. М. Достоевского « Преступление и наказание » можно отнести к разным типам. Он и философский, и социально-бытовой, и психологический. Но, пожалуй, главное место в нём занимает идеология одного из героев – Родиона Раскольникова.
Главный герой романа совершает убийство. Но не только в этом заключается его грех. Раскольников, увлёкшись своей теорией, забывает о простых истинах: даже самая благородная цель не оправдывает средств её достижения и никто, кроме Бога, не вправе судить, достоин человек жизни или нет.

В начале романа мы видим тщательные приготовления Раскольникова к убийству, причины которого пока не знаем.

Обстановка, где проживает главный герой, позволяет нам предположить, что убийство совершается ради ограбления. У старухи-процентщицы довольно много сбережений, а он вынужден заложить ей последнее что у него осталось – кольцо сестры.
Но впоследствии мы видим, что не это явилось главной причиной для совершения преступления.

Незадолго до этих событий в одной из петербургских газет появилась статья Раскольникова. В ней он излагает теорию о том, что всё человечество делится на два разряда. Первый – это люди, безропотно принимающие любой порядок вещей – «твари
дрожащие». Другие – смело нарушают моральные нормы, общественный порядок, проливают ради этого чужую кровь – «сильные мира сего».

 
Но, поделив людей на две эти категории, Раскольников сталкивается с неизбежным вопросом: к какому разряду он сам относится? Убийство старухи – самопроверка героя: выдержит ли он идею, по которой совершается ход истории. Кто же он: «тварь дрожащая» или «сильный мира сего»? И это убийство с целью возвысить себя над простыми смертными есть грех неизмеримо больший, чем если бы он убил, чтобы выжить. Но он не умирал с голоду, он не был на грани… И всё-таки убил. Очень важно то, что до какого-то момента Раскольников полностью удовлетворён своей теорией и не видит в ней ни одного изъяна. Ведь что из себя представляет та, жизнью которой он решил пожертвовать ради своих грандиозных замыслов? Ничтожество, «вошь». Она не приносит никакой пользы, а только вред. И невольно подслушанный им разговор двух студентов ещё больше убеждает его в том, что это необходимо сделать. Всё это делает Раскольникова некоторым образом похожим на учёного, который сначала выдвигает гипотезу, а потом пробует её экспериментально доказать. Но этот чудовищный эксперимент стоил жизни двум людям. Да, да, именно двум людям, какими бы они ни были. «Не убий» - гласит одна из десяти заповедей. Бог дал жизнь – бог должен её и забрать. Только бог и никто другой. В подтверждение своей теории Раскольников приводит имена исторических деятелей: Ликурга, Солона, Магомета, Наполеона, говорит о том, что «большая часть этих благодетелей… были страшные кровопроливцы». Но это не оправдывает преступления Раскольникова. Он говорит Соне: «Свобода и власть, а главное власть! Над всею дрожащею тварью и над всем муравейником!.. Вот цель!» вот к чему стремится главный герой – к власти. В черновых записях Достоевского, связанных с образом Раскольникова, читаем: «В его образе выражается … мысль непомерной гордости, высокомерия и презрения к этому обществу…Он хочет властвовать – и не знает никаких средств. Поскорей взять власть и разбогатеть. Идея убийства и пришла ему готовая.» Сама его теория, сама эта мысль есть грех. Бог созда лвсех по своему образу и подобию. И возвысить себя над остальными – значит поставить наравне с Богом. Но после этого страшного эксперимента Раскольников видит полный прговал, несостоятельность своей теории. Она не подтвердилась. Он убил. Он переступил черту? Нет. Он обрел власть? Не обрёл. Ему помогли украденные деньги? Он ими не воспользовался. Наказание же главного героя началось до свершения преступления. Когда он видит свой первый сон, то уже понимает, что не сможет выдержать своей теории: «Нет, я не вытерплю, не вытерплю!» Наоборот, идея поработила Раскольникова, лишила свободы действий, превратила в безвольную пешку. Достоевский не описывает в романе с такой же подробностью, как нравственные мытарства, процесс духовного возрождения Раскольникова. Но на протяжение всего хода событий ясно видится это возрождение. Осознав открытый смысл, реальную сущность и неотвратимую гибельность своей идеи, главный герой испытывает спасительные мучения совести и готовность к покаянию. Надежду на восстановление любой преступной личности Достоевский видел в том, что для неё всегда открыт путь к «великой радости», что в ней нельзя окончательно растоптать совесть и любовь. На этом основано «наказание» Раскольникова, когда «чувство разомкнутости и разъединённости с человечеством, которое он ощутил тот час же по свершении преступления, замучило его. Закон правды и человеческая природа взяли своё…» Будущее духовного возрождения главного героя романа и было обусловлено его страданием, сострадательной любовью между ним и Соней Мармеладовой: «Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для другого.» Участие Сони Мармеладовой в судьбе Раскольникова, её любовь к нему иопределило дальнейший путь главного героя к возрождению. Именно она подталкивает его покаяться, так как понимает, что не сможет он с этим жить: «А жить-то, жить-то как будешь? Жить-то с чем будешь?» В ней хотел найти Родион Раскольников родственную душу. И нашёл, не ошибся. Глубокое и искреннее сопереживание Сонечки растопило лёд на сердце Раскольникова, «волной хлынуло в его душу и разом размягчило её». Признание Раскольникова, по его собственным словам, есть признание собственной несостоятельности, собственного ничтожества – «тварью дрожащей оказался». Но это лишь он не смог, а идея, верит главный герой, стоит нерушимо и незыблемо. Не так думает сам Достоевский. В противоборстве с теорией Раскольникова побеждает «закон любви».Терпит крах его бесчеловечная идея. И, будучи уже в тюрьме, Раскольников понимает, что убеждения его – глубокая ложь. Осознаёт это окончательно и бесповоротно. Эта мысль, Евангелие и, самое главное, Соня Мармеладова – это его настоящие спасители, которые помогут ему начать жизнь заново, « но тут уж начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой…» И мы можем поверить в нравственную силу, мужество, решимость Р. Раскольникова найти путь и средства истинного служения людям. По глубокому убеждению Достоевского для всего человечества на земле есть лишь две полярные перспективы: или любить, или уничтожить друг друга, или вечная жизнь, или вечная смерть, или победа «закона любви», или торжество подобных теорий – третьего просто не существует, не дано.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Тема греха и покаяния в романе Достоевского. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Преступление и наказание > Тема греха и покаяния в романе Достоевского
Преступление и наказание

Преступление и наказание


Сочинение на тему Тема греха и покаяния в романе Достоевского, Преступление и наказание