А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Тема греха и покаяния в одном из произведений русской литературы (3) - сочинение

Тема греха и покаяния всегда интересовала умы людей, особенно в XIX веке, когда в обществе была сильна власть религии. К этой теме обратился и Достоевский в своем бессмертном романе "Преступление и наказание". Уже само название является своеобразным ключом к пониманию текста, так, преступление соотносимо с грехом, а наказание - с покаянием. Обратившись к толковому словарю Ожегова, мы узнаем, что "грех-у верующих: нарушение религиозных предписаний, правил; предосудительный поступок", а "покаяние - добровольное признание в совершенном поступке, ошибке". Главный герой произведения Родион Романович Раскольников - вечный студент, который был "задавлен бедностью ". В его уме зарождается теория, построенная на неравенстве людей, на избранности одних и унижении других. Чтобы проверить свою теорию в действительности и доказать себе, что он "право имеет", Раскольников замышляет убить старуху-процентщицу. В результате преступление, которое совершил Раскольников, - это низкое, подлое дело, с точки зрения самого Раскольникова. Но он совершил его сознательно, переступил через свою человеческую натуру, через самого себя.
Накануне преступления Раскольникову снится сон, который можно назвать сном-"предупреждением": не случайно Достоевский говорит о чрезвычайном его сходстве с действительностью. Идея настолько глубоко проникла в душу Раскольникова, что, ужаснувшись себя самого ("неужели ж я в самом деле возьму топор..."), герой, узнав, что завтра "в такомто часу" старуха будет "одна-одинехонька", принимает окончательное решение. Старуха снится Раскольникову во второй раз, и во сне она смеется над ним. Религиозный философ Василий Розанов говорил об установлении чудовищной, мистической связи между покойной старухой и Раскольниковым. Мнение религиозного философа представляется мне очень точным и уместным, ибо основная идея романа теснейшим образом связана с Библией и воплощает главную заповедь христианства: "Не убий!" Розанов считает, что, убив старуху, Раскольников "разбил отраженный лик Божий, пусть даже обезображенный его носителем".
Своим преступлением Раскольников вычеркнул себя из разряда людей, стал отверженным, изгоем. "Я не старуху убил, я себя убил", - признался он Соне Мармеладовой. Челове ческая натура героя не принимает этого отчуждения от людей. Оказывается, человек не может жить без общения с людьми, даже такой гордый человек, как Раскольников. Поэтому душевная борьба героя становится все напряженнее и отчаяннее, она идет по множеству направлений, и каждое приводит в тупик. Раскольников по-прежнему верит в непогрешимость своей идеи и презирает себя за слабость, за бездарность; то и дело называет себя подлецом. Но в то же время он страдает от невозможности общения с матерью и сестрой, думая о них так же мучительно, как думает об убийстве Лизаветы. И он старается не размышлять, потому что если он начнет это делать, то непременно должен будет решить вопрос, куда же их отнести по своей теории-к какому разряду людей. По логике его теории они должны быть отнесены к "низшему" разряду, и следовательно, топор другого Раскольникова может обрушиться на их головы и на головы Сони, Полечки, Катерины Ивановны. Раскольников должен, по своей теории, отступиться от тех, за кого страдает. Должен презирать, ненавидеть, убивать тех, кого любит, а он не может этого пережить.
Ему невыносима мысль о том, что его теория сходна с теориями Лужина и Свидригайлова, он ненавидит их, но не имеет права на эту ненависть. "Мать, сестра, как люблю я их! Отчего теперь я их ненавижу?" Человеческая натура его здесь наиболее остро столкнулась с его нечеловеческой теорией. Но теория победила. И поэтому Достоевский как бы приходит на помощь человеческой натуре своего героя: в произведении есть два героя, которые борются за пробуждение нравственного чутья, то есть совести, в Раскольникове. Активно опровергает теорию Раскольникова Порфирий Петрович в ходе следствия по делу Алены Ивановны. Ему приходится познать характер подозреваемого, в это же время он знакомится с теорией Раскольникова. Чем далее заходит следствие, тем более выявляется факторов не в ее пользу. Неуда ча преступления есть провал теории. Относясь к разряду "низших" людей, Порфирий Петрович смог "раскусить" героя романа и благополучно завершить следствие. Также он способствовал полному искоренению теории из разума Раскольникова. Ход следствия и постепенного опровержения теории можно проследить по диалогам героя романа с Порфирием Петровичем.
Всего таких столкновений было три. Одним из основных предметов первого разговора была непосредственно теория. У Порфирия Петровича сразу же возникает множество вопросов, которые не теряют своей значимости, несмотря на то что следователь позднее признается: "Я тогда поглумился... " Вопросы эти таковы: "...чем же бы отличить этих не обыкновенных-то от обыкновенных?", что произойдет, если возникнет путаница; "...много таких людей, которые другихто резать право имеют?.. ...жутко-с, если уж очень-то много их будет?.." Надо заметить, что Раскольников постепенно сам теряет веру в свою теорию. Если в первом разговоре с Порфирием Петровичем он пробует разъяснить некоторые ее положения, то в последней их беседе Порфирий уверенно говорит, что Раскольников, наконец, избавился от нее: "А вы ведь вашей теории уже больше не верите..." Но даже в момент "чистосердечного признания" Раскольников еще не готов покаяться. Он является в контору и сознается в совершенном преступлении лишь под влиянием самоубийства Свидригайлова. С самого начала Раскольников и Свидригайлов показаны в романе как герои-двойники.


 
Раскольников - это не просто преступник, а жертва своего же преступления. Душа его болела, отчего он никак не мог оправиться, пока не нашел в мире человека, способного понять его и помочь. Именно с появлением Сони в Раскольникове побеждает чувство жалости. Жалость охватывает его при мысли, что он "пришел мучить" Соню; он не хочет страдания, но хочет счастья. Особенно его поражает смирение, с которым она от него принимает страдание: "После службы Раскольников подошел к Соне, та вдруг взяла его за обе руки и приклонила к его плечу голову. Этот кроткий жест поразил Раскольникова недоумением, даже странно было: "Как? Ни малейшего омерзения к нему, ни малейшего содрогания в ее руке! Это уж была какая-то бесконечность собственного уничижения... Ему стало ужасно тяжело". В сущности, отношение Сони к Раскольникову-это отношение Бога к человеку, т. е. всепрощение. Соня жалеет Раскольникова и именно поэтому прощает его. Она вернула Родиона к истине, направила его на верный путь, помогла увидеть мир в иных цветах. Это и помогло Раскольникову обрести веру. Вся жизнь Сони Мармеладовой является самопожертвованием. Силой своей любви, способностью претерпеть любые муки она возвышает Раскольникова до себя, помогает ему превозмочь самого себя и воскреснуть. Эта героиня олицетворяет начало жалости для Раскольникова: "...Он вдруг увидел, что это приниженное существо до того уже принижено, что ему вдруг стало жалко. Когда же она сделала было движение убежать от страха, в нем что-то как бы перевернулось". В финале романа показан путь героя к нравственному очищению. Он кается на площади, отправляется на каторгу. Не случайно в эпилоге под подушкой Раскольникова оказывается Евангелие, которое он сам попросил у Сони незадолго до своей болезни. Как же Раскольников смог постичь ошибочность собственной теории и возродиться к новой жизни? Безусловно, он совершил преступление, жестокое преступление, но разве он не страдает из-за этого? Раскольников становится жертвой своего преступления: "Я себя убил, а не старушонку". Хотя, согласно христианской морали, убитая старушонка, вызывающая чувство страха и отвращения, тоже имела право на жизнь, однако жизнь ее, по мнению Раскольникова, ничего не стоила. "Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая" - вот так ее описывает Достоевский. Раскольников пришел к убеждению, что "на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки" значит "не более как жизнь вши", поэтому он решил избавить окружающих от безжалостной старухи. Достоевский, разумеется, не согласен с философией своего героя, и автор заставляет его самого в ней разувериться. Рассматривая с христианской точки зрения преступление Раскольникова, автор выделяет в нем в первую очередь факт преступления нравственных законов, а не юридических. Родион Раскольников - человек, по христианским понятиям являющийся глубоко грешным. Имеется в виду не грех убийства, а гордыня, нелюбовь к людям, мысль о том, что все - "твари дрожащие", а он, возможно, "право имеющий", избранный. Но самое главное, что в конце произведения Раскольников все-таки понял ошибочность своей теории и покаялся.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Тема греха и покаяния в одном из произведений русской литературы (3). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Преступление и наказание > Тема греха и покаяния в одном из произведений русской литературы (3)
Преступление и наказание

Преступление и наказание


Сочинение на тему Тема греха и покаяния в одном из произведений русской литературы (3), Преступление и наказание