А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Пруст > Мир утраченных иллюзий в романе «В поисках утраченного времени»
Мир утраченных иллюзий в романе «В поисках утраченного времени» - сочинение
Тщательно изображенный мир в целом слабо и приблизительно связан с исторической эпохой, которая словно «где-то», «рядом». Это не исключает того, что в таком конгломерате, каким является произведение Пруста, заключены и элементы конкретно-исторического отражения жизни. Неоднократно упоминается дело Дрейфуса - наряду с упоминанием вначале о недавней франко-прусской войне, а в конце о мировой войне 1914-1918 годов, это почти единственные ориентиры, позволяющие представить, когда же происходит то, о чем идет речь в книге. Но упоминается оно «между прочим» (хотя рассказчик явно дрейфусар) и здесь особенно ощутим аполитизм Пруста («политика мне безразлична»,- писал он в 1905 году). Повествование несколько более исторически конкретизируется, когда речь заходит о мировой войне. Но «Вердгорены продолжали давать обеды…» - далее салонов, на мир, потрясенный и расколотый войной, Пруст взглянуть не хочет. Прикованность повествования к «я» особенно убедительна постольку, поскольку в романе воспроизводится своеобразный угол зрения человека больного, замкнутого, сосредоточенного в себе. Эта бесспорная психологическая и даже социальная конкретность делает роман Пруста оригинальным жанром психологического романа, находящего адекватную форму для последовательного воспроизведения эгоцентрической личности. В особенности к концу романа «Найденное время» Пруст доказывает свой способ «нахождения времени». Мысль его сводится к тому, что какая-нибудь житейская мелочь, вкус, запах, может вызвать поток воспоминаний, возбудить живой облик прошедшего, прожитого, которое одновременно оказывается и прошлым, и настоящим, т. е. чем-то вневременным, временем в «чистом состоянии», сущностью «я», оживающей в этом состоянии вне времени и вне пространства. Эта вневременная сущность может быть вызвана к жизни лишь памятью «непроизвольной», «инстинктивной»: Пруст тщательно повторяет, что разум и сознательно действующая память бессильны. Так возникли знаменитые эпизоды, которые для Пруста имеют важнейшее значение начала всех начал,- например, эпизод с чаепитием, когда вкус печенья, знакомого с детства, вызывает к жизни весь поток воспоминаний, поток вдруг ожившего, ощущаемого прошлого, которое властно вторгается в настоящее и заменяет его подлинной, с точки зрения Пруста, жизнью, жизнью в воспоминании. Дело не в том, что Пруст обнаруживает секрет оживления прошлого дело прежде всего в том, что он пытается обосновать недоверие к настоящему, к реальной жизни: «Поскольку реальность образуется лишь в памяти, цветы, которые мне показывают сегодня в первый раз, не кажутся мне подлинными цветами…» Рассказывая о постоянно настигавших его разочарованиях, когда он пытался познать радости любви или, путешествуя, красоту иных краев, Пруст обобщает это до мысли, что все - лишь «различные аспекты бессилия наших попыток реализоваться в эффективном действии». Никто в романе ничего, в сущности, не делает. То, что было несчастьем больного Пруста, становится всеобъемлющим философским принципом, согласно которому написан роман, где действие, деятельность сводится к минимуму. Это, конечно, воспринимается и как особенность праздной буржуазно-аристократической среды, праздного героя-рассказчика, который может ничего не делать, так как он обеспечен, за ним ухаживают слуги.
Асоциально, практическая беспомощность, праздность питают философскую концепцию «утраченного времени». Она оказывается в конечном выводе субъективизмом: «Я понял, что только грубое и ошибочное восприятие все сводит к объекту, тогда как все - в сознании». К этому ведет - правда, противоречивым путем - читателя рассказчик. Не случайно именно в «Найденном времени» Пруст «отчитывает» реализм, «лживость так назыэаемого реалистического искусства». Подчинить изображаемое времени субъективному, «моему» - вот прежде всего задача романиста, обусловившая необычное, на первый взгляд хаотическое построение произведения. Странное, почти сюрреалистическое впечатление создает, например, последовательный рассказ о любви Свана к Одетте и о любви рассказчика, еще почти ребенка, к дочери Свана Жильберте - странное, поскольку и Сван, и рассказчик воспринимаются как одна и та же личность, по-разному именуемая.. Как будто здесь столкнулись, смешались в причудливой симультанной композиции совершенно различные состояния и возрасты. Пруст хотел привести композицию романа в соответствие с композицией сна или стихийного воспоминания, где нет хронологии, нет «порядка», есть царство ассоциаций и неожиданных сопоставлений. В «Найденном времени» Пруст писал об инстинктивном, пассивном восприятии художником «такой, какая она есть» реальности. «Лишь впечатление… - критерий истины… Впечатление для писателя- то же, что экспериментирование для ученого»; рассказчик «ищет в вещах… отражение души». Это определения импрессионистского метода. Произведение бесконечно растягивается, разрастается за счет новых впечатлений и ассоциаций и может завершиться только со смертью автора, как и произошло в действительности. У Пруста было исключительно развито непосредственно чувственное восприятие окружающего мира. Весь гигантский по объему материал, вошедший в произведение, писатель хочет охватить своим непосредственно интуитивным впечатлением, сделать всю, в его понимании, жизнь подвластной подсознательному импульсу, который, получив внешний толчок (вкус печенья, запах, стук вилки, название книги и т. п.), открывает дверь в замкнутую сферу подсознательного, где хранятся до поры до времени полученные некогда от жизни впечатления. Подсознательное, интуитивное призвано уже в произведении Пруста занять ключевые позиции - в этом он предварял сюрреализм. Особое и предпочтительное значение придавал писатель состоянию сна, точнее, полудремотпому состоянию, когда еще спит разум: «…прежде даже, чем мое сознание, которое стояло в нерешительности на пороге времени и форм, успевало отождествить помещение, сопоставляя обстоятельства, оно - мое тело - припоминало…» Словесная ткань повествования, необычный синтаксис Пруста - непосредственное выражение пассивного, а порой и полудремотного состояния, регистрирующего внешние и внутренние реакции.

Читать новости:




Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Марсель Пруст

Марсель  Пруст


Сочинение на тему Мир утраченных иллюзий в романе «В поисках утраченного времени», Пруст



Больше всего просматривают

  1. Сочинение на тему капитанская дочка
  2. Сочинение живое пламя
  3. Русский язык сочинение
  4. Сочинение на тему мама
  5. Дубровский сочинение
  6. Сочинение про березу
  7. Сочинение для 2 класса
  8. Пьеса двенадцать месяцев найти сравнения
  9. Сочинение на тему судьба Григория мелихова
  10. Мой учитель сочинение
  11. Сочинение миниатюра мой друг 4 класс
  12. Сочинение о путешествии
  13. Сочинение по картине грачи прилетели
  14. Сочинение на тему природа родного края
  15. Сочинение мой день рождения
  16. Правда Луки
  17. Сочинение на тему моя любимая фотография
  18. Красота человеческих взаимоотношений
  19. Мои увлечения сочинение
  20. Сочинение охрана окружающей среды
  Мобильная версия