А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Романтический пафос в стихотворных размышлениях Пушкина - сочинение




Смерть Наполеона в заточении в 1821 г. вызывает в Пушкине размышления («Наполеон») о судьбах свободы в Европе, о том, как подавил ее император — «смиритель свободы». В глазах Пушкина сам Наполеон был порождением революции и за свою тиранию поплатился изгнанием. Отсюда концовка стихотворения: «И миру вечную свободу из мрака ссылки завещал». В победе над Наполеоном и в освобождении Европы от его ига Пушкин видит «высокий жребий» русского народа. Но сам народ-освободитель продолжал жить в условиях рабства. Это противоречие глубоко волнует Пушкина, как и его друзей-декабристов. В послании «В. Л. Давыдову» (апрель 1821 г.) Пушкин, выражая надежду на близость революции, пишет:

...мы счастьем насладимся,
Кровавой чаши причастимся.

По рассказу кишиневского сослуживца, поэта П. И. Долгорукова, в беседе, происходившей в июле 1822 г., Пушкин говорил: «Штатские чиновники — подлецы и воры, генералы — скоты большей частью, один класс земледельцев — почтенный». «На дворян русских особенно напал Пушкин, — продолжает Долгоруков. — Их надобно всех довесить, а если б это было, то оп с удовольствием затягивал бы петли» . Полицейский агент доносил о том, что Пушкин ругает публично и в кофейных домах не только военное начальство, но даже и правительство. Однако на запрос из Петербурга о поведении и службе «молодого Пушкина» расположенный к поэту Инзов ответил: «Пушкин, живя и одном со мной доме, ведет себя хорошо и при настоящих смутных обстоятельствах не оказывает никакого участия и сих делах. Я занял его переводом на российский язык составленных по-французски молдавских законов и тем, равно другими упражнениями по службе, отнимаю способы к праздности. Он, побуждаясь тем же духом, коим исполнены все парнасские жители к ревностному подражанию некоторым писателям, в разговоре со мной обнаруживает иногда пиитические мысли. Но я уверен, что лета и время образумят его в сем случае и опытом заставят признать неосновательность умозаключений, посеянных чтением и родных сочинений и принятыми правилами нынешнего столетия» 2. Между тем Пушкин все острее чувствует себя невольником, узником, его охватывают страстные порывы к свободе. Он сравнивает свою судьбу с судьбою римского поэта Овидия, сосланного Августом («К Овидию»). Именно в это время Пушкин пишет стихотворение «Узник», проникнутое неодолимым стремлением к свободе.

«...Давай улетим!
Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер... да я!..»
(«Узник», 1822)

Пушкинский «Узник» стал одной из популярнейших народных песен. Глубоко взволновало поэта национально-освободительное восстание против турецкого владычества в Греции весной 1821 г. В первой половине марта из Кишинева Пушкин пишет В. Л. Давыдову: «Греция восстала и провозгласила свою свободу». С восхищением рассказывает Пушкин о том, как выступил Александр Ипсиланти: «Греки стали стекаться толпами» под его знамена. «Я видел письмо одного инсургента, с жаром описывает он обряд освящения знамен и меча князя Ипсиланти, восторг духовенства и народа и прекрасные минуты Надежды и Свободы». «Восторг умов дошел до высочайшей степени, — продолжает поэт, — все мысли устремлены к одному предмету — к независимости древнего отечества».

Пушкин был осведомлен о событиях, готовившихся в Греции: в Кишиневе он общался с Ипсиланти. «Уже тридцать лет составилось и распространилось тайное общество, коего целью было освобождение Греции» , — замечает он, имея в виду общество гетерии. Поота волнует вопрос: что будет делать, какую позицию займет Россия? Александр , верный реакционным идеям Священного союза, с ненавистью и страхом относился ко всякому народному движению. Делая вид, что сочувствует греческим патриотам, царское правительство уведомило Турцию о своей нейтральной позиции. Передовые русские люди требовали помощи русской армии единоверным грекам, в течение веков изнывавшим от жестокого турецкого ига. Стремясь снасти честь русского имени и поддержать знамя свободы, Пушкин порывается сам к участию в греческом, восстании. Он посылает Ипсиланти просьбу допустить его добровольцем в его отряд. Его охватывает «священный сердца жар» при мысли об участии в справедливой освободительной войне на стороне греческих патриотов. В стихотворении «Война», написанном в эти дни, поэт восклицает:



 
Война! Подъяты наконец, Шумят знамена бранной чести! Увижу кровь, увижу праздник мести; Засвищет вкруг меня губительный свинец. Пушкину не удалось осуществить свою мечту, что впоследствии осуществил другой великий певец свободы и героизма — Байрон. Русский поэт находился под полицейским надзором. Но он прославил героические подвиги греческих повстанцев, поднявшихся па борьбу за свободу и независимость своей родины, в чудесных стихах о павшем герое-патриоте: Гречанка верная! не плачь, — он пал героем! Свинец врага в его вонзился грудь. Не плачь — не ты ль ему сама пред первым боем Назначила кровавый чести путь? Тогда, тяжелую предчувствуя разлуку, Супруг тебе простер торжественную руку, Младенца своего в слезах благословил, Но знамя черное свободой восшумело, Как Аристогитон, он миртом меч обвил. Он в сечу ринулся — и, падши, совершил Великое, святое дело. Напоминая о смелом подвиге афинского юноши Аристогитона, заколовшего кинжалом древнегреческого тирана Гигшарха, Пушкин призывал к расправе с угнетателями и обращал мысль читателя к великому прошлому греческого парода, к гордой славе древней Эллады.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Романтический пафос в стихотворных размышлениях Пушкина. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Пушкин > Романтический пафос в стихотворных размышлениях Пушкина
Александр Пушкин

Александр  Пушкин


Сочинение на тему Романтический пафос в стихотворных размышлениях Пушкина, Пушкин