А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Слово о полку Игореве > Описание сюжета произведения «Слово о полку Игореве»
Описание сюжета произведения «Слово о полку Игореве» - сочинение
Композиция «Слова» необычна для исторической повести. Мы видим, что в центре внимания автора не столько последовательный рассказ о самих событиях похода, сколько рассуждения о нем, оценка поступка Игоря, раздумья о причинах «туги» и печали, охватившей всю Русскую землю в настоящем, обращение к событиям прошлого с его победами и несчастьями. Все эти черты «Слова» подводят нас к вопросу о жанре памятника. Вопрос этот тем более важен, что в древнерусской литературе, с ее строгой системой жанров, «Слово» (как и ряд других памятников) оказывается как бы вне жанровой, системы. Д. С. Лихачев объясняет это следующим образом. Для русской культуры XI-ХШ вв. было характерно сосуществование двух жанровых систем: системы литературных жанров и системы жанров фольклора, о которой мы знаем, к сожалению, очень мало. Но обе эти системы не знали жанров, которые могли бы воплотить в себе новые формы исторического и патриотического самосоанания. Система фольклорных жанров была для этого слишком архаичной, система литературных жанров - слишком церковной. «В результате поисков новых жанров в русской литературе и… в фольклоре, - пишет Д. С. Лихачев, - появляется много произведений, которые трудно отнести к какому-нибудь из прочно сложившихся традиционных жанров». Таковы «Слово о полку Игореве», «Моление Даниила Заточника», «Слово о погибели Русской земли». Таким образом, неясность жанровой природы характерна для ряда памятников, и и числе их для «Слова о полку Игореве». Для выражения «политико-публицистических идей (идеи защиты родины, объединения всех сил для борьбы с внешним врагом)… нужна была помощь эпоса». Влияние эпоса явно ощущается и в «Слове». Как и в эпических произведениях, в «Слове» сильно проявилось авторское начало. «Это авторско-исполнительское начало,- пишет далее Д. С. Лихачев, - дает возможность лирически интерпретировать события, сопровождать рассказ горестными размышлениями, лирическими восклицаниями и отступлениями». Сам автор относит свое произведение то к «трудным повестям» (т. е. как можно предполагать, к повествованию о воинских деяниях), то именует его «словом», то «песнью». «Слово» не может быть отнесено ни к жанру повести, ни к жанру «слова», и прежде всего потому, что в нем чрезвычайно сильно обнаруживают себя черты фольклорных жанров - героического эпоса, «славы» и «плача». Итак, «Слово о полку Игореве» - произведение, находящееся вне традиционной системы жанров древнерусской литературы, оно находится на грани между литературой и фольклором по особенностям своей поэтики, но в отличие от произведений фольклора это произведение авторское. Поэтика «Слова» настолько своеобразна, язык и стиль его так красочны и самобытны, что на первый взгляд может показаться, что «Слово» совершенно не похоже на другие, современные ему произведения древнерусской литературы.
В действительности это не так. В изображении русских князей, и, прежде всего главных героев «Слова» - Игоря, Всеволода, Святослава Киевского, мы обнаружим черты уже знакомых нам по летописному повествованию стилей: эпического и стиля монументального историзма. Хотя автор не скрывает своего осуждения, рассказывая о походе Игоря, который, по словам современника-летописца, «отворил ворота на Русскую землю», сам герой остается для него воплощением княжеских и рыцарских доблестей. Игорь мужествен, исполнен «ратного духа», жажда «испить шеломом Дону Великого», следование законам воинской чести («лучше потяту быти, чем полонену») побуждает его пренебречь зловещим предзнаменованием - затмением солнца. Столь же рыцарствен и брат Игоря Всеволод, и воины-куряне: они под трубами повиты, под шлемами взлелеяны, с конца копья вскормлены, ищут в битвах себе чести, а князю - славы. Вообще стиль монументального историзма проявляется в «Слове» разнообразно и глубоко. Действие «Слова» развертывается на огромном пространстве от Новгорода Великого на севере до Тмуторокани (на Таманском полуострове) на юге, от Волги на востоке до Галича и Карпат на западе. Автор «Слова» упоминает в своих обращениях к князьям многие географические пункты Русской земли, слава Святослава простирается далеко за ее пределы - до немцев, чехов и венецианцев. Действующие лица «Слова» видят Русскую землю как бы «панорамным зрением», словно с большой высоты. Таково, например, обращение Ярославны из Путивл я не только к солнцу и ветру, но и к далекому Днепру, который может прилелеять к ней любимого-мужа из половецкого плена. Ярослав Осмомысл управляет своим княжеством также в подчеркнуто «пространственных» границах, подпирая горы Угорские, «суды рядя до Дуная». Сама битва с половцами приобретает всесветные масштабы: черные тучи, символизирующие врагов Руси, идут от самого моря. Уже говорилось об историзме «Слова», также характерной черте монументального историзма. И события, и поступки, и сами качества героев «Слова» оцениваются на фоне всей русской истории, на фоне событий не только, XII, но и XI в. Наконец, к стилю монументального историзма, несомненно, относится и церемониальность, этикетность «Слова». Не случайно в нем так часто говорится о таких церемониальных формах народного творчества, как славы и плачи. И сами князья в «Слове» изображаются в церемониальных положениях: «вступают в златое стремя» (отправляются в поход), поднимают или, напротив, «повергают» стяг (что символизировало также выступление в поход или поражение в бою). О пленении Игоря сообщается как о церемониальном действе: князь пересаживается из золотого княжеского седла в седло раба («кощеево»). Принципами стиля монументального историзма определяется и такая характерная черта «Слова», как авторские отступления, исторические экскурсы, в которых обычно наиболее рельефно выделяется основная идея «Слова» - осуждение княжеских усобиц, размышление о горестях Русской земли, подвергающейся половецким набегам. Именно поэтому автор прерывает рассказ о битве Игоря с половцами в самый кульминационный момент и обращается к воспоминаниям о столь же бурных и трагических для Руси временах Олега Гориславича; между рассказом о падении «стягов Игоревых» и описанием пленения Игоря помещено обширное рассуждение автора о последствиях поражения: «Уже бо, братие, невеселая година въстала…» О бедствиях Русской земли, подвергшейся новому нашествию половцев, и даже о печали, охватившей по этому поводу страны - немцев и венецианцев, греков (византийцев) и чехов, говорится ранее, чем о сне Святослава, который, судя по символике, он увидел в ту роковую ночь, когда Игорь потерпел поражение. Словом, авторские отступления смещают (и смещают умышленно и нарочито) действительный ход событий, ибо цель автора не столько рассказ о них, хорошо известных современникам, сколько выражение своего отношения к ним и размышления над случившимся. Поняв эти особенности сюжетного построения «Слова», мы видим, что не имеют смысла рассуждения о том, в какой момент н где именно застало Игоря и Всеволода солнечное затмение и насколько точно фиксирует этот момент «Слово», о том, собирали ли половцы дань по «бълъ отъ двора», или насколько целесообразно было звать на помощь Игорю князя Всеволода Большое Гнездо, и без того стремившегося вмешаться в южнорусские дела. «Слово» не документально, оно эпично, оно не столько повествует о событиях, сколько размышляет о них.

Читать новости:




Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Слово о полку Игореве

Слово о полку Игореве


Сочинение на тему Описание сюжета произведения «Слово о полку Игореве», Слово о полку Игореве



Больше всего просматривают

  1. Сочинение о маме
  2. Дубровский сочинение
  3. Моя будущая профессия
  4. Сочинение на тему эссе
  5. Русский язык сочинение
  6. Моя любимая телепередача
  7. Дом моей мечты сочинение
  8. Легко ли быть молодым
  9. Гумилев капитаны анализ
  10. Что такое совесть сочинение?
  11. Сочинение про маму
  12. Становление личности Петра Гринева
  13. Моя любимая книга сочинение
  14. Мое любимое время года сочинение
  15. Образ Воланда
  16. Образ Чичикова
  17. Сочинение дружба это
  18. Золотая осень сочинение
  19. Луч Света в темном царстве конспект
  20. Друг познается в беде сочинение