А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Главные герои в романе Ивана Мележа «Дыхание грозы» - сочинение


В романе «Дыхание грозы» завязывается сложнейший узел противоречий, развязав который страна только и могла подняться на новый этап развития. Тут и давление капиталистического мира на первое государство трудящихся, и столкновение деревенской бедноты с кулачеством, и действие подпольных антирусских элементов, и «страшная сила привычки», все еще сковывающая многих людей, и идейные разногласия между сторонниками коренного переустройства жизни, и многое другое.

Секретарь райкома Башлыков, человек грубый, самоуверенный, не чурающийся демагогии, долгое время не учитывает реальных условий, «Сверхбдительность» проявляет Галеньчик, готовый во всем видеть «происки врага». В отличие от них нетороплив, тактичен, внимателен к каждому человеку, к его переживаниям бывший сельский учитель, а ныне председатель райисполкома Апейка. Образ его исключительно интересен. Русскими писателями -создано немало замечательных образов коммунистов, многие из них разработаны с большой психологической глубиной, но даже лучшие из них во многом, если пользоваться горьковским выражением, «молчат о тайных бурях в своей душе». Искусство же обязано изобразить и героические действия, и интеллектуальные и душевные бури, пережитые людьми, сумевшими изменить ход истории, показать не только, как они действовали, но и с каким напряжением думали, с какой страстью чувствовали, как широко охватывали мыслью этот мир, как глубоко проникали в его сокровенное, К этому и стремился Иван Мел еж, создавая образ Апейки.

Человек из народа, Апейка лучше других понимает, какого умственного и душевного напряжения стоит любому крестьянину решение навсегда распроститься с вековечной мечтой о собственном поле, собственном скотном дворе, собственном хозяйстве; он должен взвесить все за и все против, должен подняться до осознания государственной необходимости, исторической неизбежности и, главное, равно личной и общественной выгодности беспрецедентного исторического переворота, именуемого коллективизацией сельского хозяйства. Вместе с народом Апейка, через размышления, сомнения, ошибки — да, и ошибки! пробивается к единственно верному решению собственным умом и собственными чувствами. Расхожим «афоризмам» секретаря райкома Башлыкова: «Не такие умы думали, взвесили все» и «Думать тут нечего!» — он противопоставляет свой подход: «Хочется все понять! До всего дойти умом и сердцем… Есть люди, которые считают за доблесть, что они умеют не рассуждать! Партия сказала, партия решила!.. Нечего рассуждать!.. А я хочу думать, хочу понять все, почувствовать как свою правду! Я должен быть убежденным во всем, а для этого я должен понять все, почувствовать! Умом и сердцем! Настоящий большевизм и есть убежденность… Потому что нет ничего сильнее убежденности».

Мысли, поток мыслей, рожденный у Апейки коллективизацией, сопровождающие этот поток метания чувств и составляют значительнейшую долю золотого обеспечения романа «Дыхание грозы». Мне не представляется убедительным утверждение Г. Березина, будто в ряде случаев устами Апейки говорит сам автор. «Сила образа Апейки — в этом пафосе напряженного и постоянного «думанья»,— считает Алесь Адамович. И не следует высокомерно предполагать, будто Апейка и люди его типа не могли думать лучше и ярче, чем люди нашей эпохи.

Вот он размышляет над знаменитой статьей «Головокружение от успехов». «И тогда, когда читал, и теперь, когда вспоминал, Апейка снова и снова думал о тех рассуждениях Ленина, которые были приведены в статье и которые должны были как бы подкреплять некоторые выводы статьи. Рассуждения Ленина выделялись глубиной, даже короткими выдержками они помогали Апейке развязать те трудные узлы, которые завязала жизнь. Они, мысли Ленина, во всем соответствовали тому, что Апейка видел в жизни; было видно, как глубоко понимал Ленин душу крестьянина и трудности, которые станут на пути колхозов. Ленин как бы предупреждал от поспешности и легкости. Той легкости, которая, казалось, чувствовалась местами и в статье и бесила Апейку… Опять мысли Апейки сосредоточивались на идее — создавать колхозы-гиганты. Сталин язвительно высмеивал «науку», которая сомневалась, что можно и стоит создавать зерновые гиганты в сорок-пятьдесят тысяч гектаров. Он с неколебимой уверенностью ссылался на какую-то практику. Апейку эта идея захватывала размахом, но и тут, в который раз уже, сдерживала мысль: «Как сделать это? Реально ли теперь такое?..» Просто не мог себе представить, как это можно осуществить, например, в его районе».

 
Или вопрос о том, кого считать бедняком, кого середняком, а кого кулаком? Его решению предшествует взвешивание Апейкой всех обстоятельств: сколько селянин имеет земли, сколько скота; и какие они; и сколько едоков; и все ли они работают. И так всегда, к чему бы ни прикоснулась мысль Апейки, она оказывается всеохватной и всепроникающей, оставаясь одновременно совершенно конкретной и не ослабляющей активного начала в нем. Человек большого жизненного опыта, грамотный, заинтересованный в судьбах своей земли, своего народа, Апейка не по должности, а по велению ума и сердца, по велению души любит людей. «Он — всюду, где живут люди, — говорит о нем кристально честный коммунист латыш Гайлис. — Он понимает и любит людей. И люди лю-бят его». Апейка знает, сколь причудливо неоднороден деревенский «мир», и поэтому к каждому человеку подходит индивидуально, стремится каждого понять, для каждого найти нужное слово. За это люди платят ему искренней любовью. «Дак вот говорю: хороший человек! Хороший, обходительный!.. Словом, партийный… Вот и псе!» — сказал о нем на партийной чистке рабочий Сапот. Жизнь Лпейки проходит в постоянной борьбе. Противники и враги стараются сломить его, используя против него и то, что у него окулачился брат, и то, что его любимец Алесь, ставший известным поэтом, исключен из комсомола, и то, что сам Апейка, человек проницательного ума, раньше других замечает опасные тенденции в развитии коллективизации, позднее осужденные как «головокружение от успехов». Вступая мысленно в спор с самим Сталиным, расходясь с Башлыковым в объяснении того, почему даже кое-кто из бедняков противодействует колхозам, Апейка стремится учитывать при решении коренной проблемы времени весь духовный и душевный мир крестьянина. И это тонко передано в «мысленном споре», который он ведет со Сталиным, читая его речь, произнесенную на конференции аграрников-марксистов 27 декабря 1929 года («Метели, декабрь»). «Для нового романа Мележа, — писал о третьей книге его Г. Буравкин, — вообще очень характерны размышления героев. Апейка, Башлыков, Ганна не только действуют, но и много думают, анализируют происходящее, пытаясь во всем найти причинные связи, не упустить подспудное, глубинное. Потому так часто автор приглушает собственный голос, на полную громкость включая голоса героев. Его при этом интересует не только итог размышлений, а сам ход их, зарождение мысли и чувства, борьба противоречивых ощущений. Он скрупулезно «анатомирует» внутреннюю, скрытую от поверхностного взгляда жизнь своих полещуков». Смелый до неожиданности поворот в судьбе секретаря райкома Башлыкова, найденный автором в романе «Метели, декабрь», показывает, как много мог еще дать литературе Иван Мележ, если бы не преждевременная смерть.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Главные герои в романе Ивана Мележа «Дыхание грозы». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Сочинения на моральные и этические темы > Главные герои в романе Ивана Мележа «Дыхание грозы»
Сочинения на моральные и этические темы

Сочинения на моральные и этические темы


Сочинение на тему Главные герои в романе Ивана Мележа «Дыхание грозы», Сочинения на моральные и этические темы