А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Многовековая философская проблема о назначении человека на земле - сочинение

Образ героя подобен гетевскому и вместе с тем отличается от него. Фауст Граббе - романтик, он возражает утопические идеи коллективизма, считая, что только мысль, полет фантазии способны принести счастье и удовлетворение. Главное для него - стремление стать сверхчеловеком: “Для чего быть человеком, если ты лишен стремления быть сверхчеловеком?”. Коллизия подписания соглашения этому Фаусту не нужна, он сознает, что его непомерные желания, презрение ко всем отдаляют его от всего человеческого, и он продался дьяволу с самого начала. Его любовь к донне Анне - отступление от цели - определенной мерой измена себе. Искатель истины, почитатель высокого ума, прислужник духа не имеет права любить. Донна Анна достается Дон Жуану а Фауст, зная свою судьбу, сам ищет встречи с дьяволом. В финале он душит Фауста, ведь тот оказался не достойным участи избранника, его судьба - адские мучения: герой не смог сделать выбор между Богом и дьяволом.

Известный немецкий писатель Томас Манн, работая над романом “Доктор Фаустус” (1943- 1947), воплощал “фаустовскую тему” на принципиально новом материале XX ст. Стрежень “фаустовского мотива” в нем - соглашение с чертом, продажа себя злу ради достижения желанного - то ли “высоких целей”, то ли чувственных наслаждений. В трактовании этого мотива Манн идет не от Гете, в прославленной трагедии которого Рафаэль “той силы часть, что делает лишь добро, желая лишь зла”: здесь зло возникает составной частью диалектического двоединства, которое двигает жизнь и оказывает содействие, в конце концов, созданию добрых дел.

Автор “Доктора Фаустуса” поворачивается к той концепции зла, которая присуща “народным книгам” XVI ст. о Фаусте, где зло противоположно добру и за соглашение с ним придется платить самую страшную цену. Подобное понимание зла, такое не похожее на преисполненные светлого оптимизма философемы эпохи просветителей, Томас Манн небезосновательно считал близким XX ст., когда зло проявилось в тоталитарных режимах в немыслимых масштабах, в своей абсолютности и ужасе. В центре романа его основных идейных мотивов, - образ композитора Адриана Леверкюна.



 
Одна из центральных тем - судьба искусства эпохи кризиса буржуазной цивилизации - получает в нем масштабное, трагически-напряженное выражение. Проводя “символическую параллель” между историей Леверкюна и судьбой Германии, можно утверждать, что герой романа не является воплощением “злой Германии”, - это та самая “добрая Германия”, которая пошла губительным путем и стала служить злу. Отнюдь не снимая со своего героя вины за “союз со злом” и служение ему, писатель в финале романа не лишает его и луча надежды, “жуткого дара епитимьи и возмездия”. Образ Фауста оставил заметный след в произведениях русских писателей XIX - XX ст. Первым к нему обратился Александр Пушкин. В 1825 г. он пишет “Сцену из “Фауста”. Основной мотив драматической сцены - скука, отчаяние. Фауст не находит себе места потому, что все его желания давно сбылись. Он не хочет больше ничего, не знает ни одного желания, выполнение которого могло бы его увлечь и принудить забыть скуку жизни. Он скучает, так как всегда в плену раздумий. Пушкинский Фауст проникается “мировой скорбью”. Автор не сочувствует своему герою, скорее осуждает его и даже чуточку смеется над ним. Поэт не противопоставляет гетевскому толкованию Фауста свое видение этого образа. Он дополняет Гете, описывает еще один трагический этап на его пути. Отсюда и название стиха: “Сцена из “Фауста”. Пушкинский Фауст - это человек, который познал мучения разочарования и ужас опустошения, который начал сомневаться в возможности преобразования мира на умных началах, а разочарование и недовольство собой порождали мировую тоску и печаль. Еще на одно упоминание о Фаусте у Пушкина наталкиваемся в французской программе к “Сценам из рыцарских времен” (1835), где этот герой отождествляется с Бертольдом Шварцом, изобретателем пороха и книгопечатанья. В “Демоне” Михаила Лермонтова фаустовские мотивы просматриваются и в образе Тамары, и в образе Демона. Тамара - это Фауст и Гретхен, ее гибель и спасения связаны с историей гетевской Маргариты и со сценой спасения души ученого. Демон - это и Фауст, и Рафаэль, но Фауст скорее из пушкинской “Сцены…”. Своеобразный образ “простонародного” Фауста создал Николай Гоголь в повести “Ночь перед Рождеством”. Это кузнец Вукол, который не церемонится с чертом. Федор Тютчев сделал несколько переводов из гетевского произведения. Но ярчайший мотив Фауста прозвучал в его собственных стихах: “Все забрал у меня карающий Бог”, “Природа - сфинкс”, “Не знаю, затронет ли благодать…”. В них Фауст - поэт, который молит небо о спасении. В поэзии XX ст. образ Фауста нашел свое отображение. прежде всего в творчестве символистов. В драме Александра Блока “Песнь судьбы” (1919) два фауста - Герман и Фаина, у каждого из них свой “Рафаэль”, оба попадают в “ад города”, и их души может спасти только любовь. Символистскую традицию поэта относительно изображения образа Фауста продолжили В. Маяковский, С. Есенин, Н. Заболоцкий в произведениях “Туча в штанах”, “Черный человек”, “Безумный человек”.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Многовековая философская проблема о назначении человека на земле. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Сочинения на моральные и этические темы > Многовековая философская проблема о назначении человека на земле
Сочинения на моральные и этические темы

Сочинения на моральные и этические темы


Сочинение на тему Многовековая философская проблема о назначении человека на земле, Сочинения на моральные и этические темы