А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
ЧИЧИКОВ ГОЛОВЛЕВ ИОНЫЧ - сочинение


Н.В.Гоголь, М.Е.Салтыков-Щедрин,
А.П.Чехов принадлежат к числу выдающихся
русских писателей, изображающих жизнь
дворянства, и выделяются беспощадностью
отрицания того социального зла, которое
было порождено в России господством
помещиков. В своих гениальных
произведениях они с непревзойденной
остротой разоблачали пагубное,
развращающее влияние собственности и
паразитизма на человеческий характер,
показали неизбежность нравственного и
физического разрушения паразитической
личности.

Н.В.Гоголь принадлежит к числу
величайших деятелей русской
классической литературы. Вершиной
творчества писателя является поэма
"Мертвые души" - одно из выдающихся
произведений мировой литературы, по
определению Белинского "творение,
выхваченное из тайника народной жизни".
В поэме нашли свое выражение все
основные особенности его таланта:
глубочайший реализм, народность,
лирическое одушевление и бесконечный
юмор, переходящий в грозный, карающий
смех. В "Мертвых душах" Гоголь снова
обращается к одной из основных своих тем
- к теме орусском помещичьем классе, о
русском дворянстве, как господствующем
сословии. Картина дикого,
грубо-невежественного,
тупо-бессмысленного помещичьего царства,
картина глубокого разложения
николаевской России нарисована Гоголем с
изумительной жизненной правдой, с
огромной полнотой и силой
художественного-реалистического
воплощения.

Галерея характеров,
созданная Гоголем, ярко демонстрирует
постепенное и все более глубокое
омертвение человека. От Манилова до
Плюшкина перед нами раскрывается
пугающая картина постепенного угасания
всего человеческого в человеке. Особое
место среди персонажей произведения
занимает Чичиков. В нем весьма
своеобразно, однобоко, в своих
отрицательных сторонах, в специфическом
буржуазном авантюризме проявились новые
тенденции развития русской жизни.
Недаром этого нового героя русской
действительности Гоголь называет не
только "хозяином","приобретателем", но и
заклеймил его именем "подлеца". В
Чичикове тонко обрисован новый характер,
хищника-приобретателя, развившего в себе
способность хитро приспосабливаться к
людям и обстоятельствам, научившегося
подчинять моральные принципы
материальным интересам. Гневно осуждая
феодальное дворянство, Гоголь, в образе
Чичикова, обличал буржуазное
хищничество. По "крайнему разумению и
искреннему, горячему убеждению"
В.Г.Белинского, ""Мертвые души" стоят
выше всего, что было и есть в русской
литературе..." "Мертвые души" были
вершиной не только творчества Гоголя, но
и наиболее крупным произведением
реализма первой половиы XIX века, они
оказали определяющее влияние на всю
последующую русскую литературу и
искусство, развивающиеся под знаменем
реализма.

М.Е.Салтыков-Щедрин показал в своем
романе "Господа Головлевы" "мертвые
души" на более поздней стадии их
исторического разложения и как
революционный демократ-просветитель
отрицал их с высоты более высоких
общественных идеалов. Разложение
помещичьего класса Салтыков-Щедрин
представил в форме истории морального
оподления и вымирания одного семейства
землевладельцев-эксплуататоров. Распад
связей в области семейно-родственных
отношений, где даже от порочной личности
естественно ожидать некоторое проявление
человечности, сатирик избирает в
качестве одного из самых убедительных
свидетельств нравственного падения и
исторической обреченности
паразитического класса. Головлевщина -
это саморазложение жизни, основанной на
паразитизме, на угнетении человека
человеком. От главы к главе рисует
Салтыков-Щедрин картины тирании,
нравственных увечий, одичания, следующих



 
одна за другой смертей, все большего погружения головлевщины в сумерки. И на последней странице: ночь, в доме ни малейшего шороха, на дворе мартовская мокрая метель, у дороги - закоченевший труп головлевского владыки Иудушки, "последнего представителя выморочного рода". Порфирий Головлев, прозванный в семье еще с детства Иудушкой, - главный герой романа. Черты бессердечного стяжательства развились в Иудушке до предельного выражения. Его нравственное одеревенение было так велико, что он без малейшего содрогания обрекал на гибель поочерелно каждого из своих сыновей - Владимира, Петра и внебрачного сына Володьку. В категории людей-хищников Иудушка представляет наиболее отвратительную разновидность, являясь хищником-лицемером. Его хищные вожделения и "кровопийственные" махинации всегда глубоко спрятаны, замаскированы сладеньким пустословием и выражением внешней преданности и почтительности к тем, кого он наметил в качестве своей очередной жертвы. Это полное олицетворение ничтожества держит в страхе окружающих, господствует над ними, побеждает их и несет им гибель. Ничтожество приобретает значение страшной, гнетущей силы и происходит это, потому, что оно опирается на крепостническую мораль, на закон и религию. Попирание Иудушкой всех норм человечности несло ему возмездие, неизбежно вело ко все большему разрушению личности. В своей деградации он прошел три стадии нравственного распада: запой празднословия, запой праздномыслия и пьяный запой, завершивший позорное существование "кровопивца". Образ Иудушки Головлева - символ социального и морального распада дворянства. Новелла А.П.Чехова "Ионыч" продолжает и углубляет тему внутреннего перерождения, опошления интелигентав обывательской среде, засасывающей, губящей человека. Чехов доказывает, что умный, образованный человек может опошлиться, нравственно угаснуть не только если в его жизни нет дела, труда, цели, но и в том случае, если этот труд, дело направлены к достижению неизменной цели - личного обогащения. Чехов показывает, как атмосфера русской жизни заглушает все нравственно-хорошее и здоровое в человеке. Обстановка, которая с самого начала окружает доктора Старцева в городе С., мало благоприятна для развития молодого человека. Беда и одновременно вина Старцева, будущего Ионыча, заключалась в том, что он перестал внутренне сопротивляться, оказался слишком восприимчивым и податливым к окружающей пошлости. Вместе с оскудением души Старцева исчезают всякие связи с красотой, музыкой, природой. Любимым его занятием становится пересчитывание денег по вечерам. Он равнодушен ко всем окружающим и к самому себе. В конце новеллы перед нами настоящий стяжатель, которого "жадность одолела". Перед нами врач, утративший свое главное качество - человеколюбие. В конечном счете жизнь оборачивается беспощадной стороной и для самого Ионыча. Да, он богат, у него "есть имение и два дома в городе", но он одинок,"живется ему скучно, ничего его не интерисует". И самое главное - он теряет память о прошлом, забывает свою любовь, которая "была его единственной радостью и, вероятно, последней". Ионыч отрекся от своей культурности, интеллигентности, от своего дела и своей любви. Перед нами беспощадно суровый рассказ о человеке, который перестал сопротивляться окружающей среде и перестал быть человеком. Так на протяжении истории русской литературы XIX века лучшими писателями критического реализма, чье творчество стало классикой литературы, остро и беспощадно разоблачалось общество, порождающее чичковых, иудушек и ионычей, изображалось положение класса, отжившего свой век, и вместе с тем, коварное оружие, к которому прибегают вообще паразитические слои общества в борьбе за сохранение своих прерогатив, за укрепление своего пошатнувшегося положения в обществе.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме ЧИЧИКОВ ГОЛОВЛЕВ ИОНЫЧ. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения по нескольким произведениям

Сочинения по нескольким произведениям


Сочинение на тему ЧИЧИКОВ ГОЛОВЛЕВ ИОНЫЧ, Сочинения по нескольким произведениям