А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Вопрос влияния произведения "Тарас Бульба" на украинскую литературу - сочинение

Характерно, что в запрещенной в свое время трагедии “На дне морском” писателя-диссидента советских времен Николая Руденка главная героиня Оксана Луговая тоже стреляет у своего сына Николая. Он, ослепленный местью чекистам (они в 37- м арестовали мать), приводит эсэсовских карателей в партизанский отряд. Николай с направленной на партизан гранатой в руке гибнет от выстрела родной матери. Однако героиня пьесы Г.Руденка Оксана Луговая наказывается своим поступком, обвиняя при этом и карательную репрессивную систему, которая привела сына к измене: и мать и сын выступают в произведении писателя диссидента как жертвы двух режимов - сталинского и гитлеровского.

По-своему, в духе идеологических штампов, часто с изменениями плюсов на минусы, решалась проблема чувства и обязанности в литературе революционных и постреволюционных лет: герои или антигерои становились жертвами не у имени отчизны (она для апологетов классовости могла и не существовать), не у имени священных принципов, а у имени привнесенных  идеалов - разрушительных в своей основе ) такое наблюдаем и в пьесе “Любови Яровой” К.Тренева, и в новелле “Роман Ма” Ю.Яновського, и в повести “Сорок первый” Б.Лавреньева, и в драмах “Патетическая соната” Г.Кулиша, “Яблоневый плен” Днестровского, в ряде произведений Гоголя “Тарас Бульба”: сын одной матери, которые в классовом противостоянии готовы убивать один другого, оказавшись по разные стороны баррикад братоубийственной войны, в идейном фанатизме и непримиримости, звать Остап и Андрей. Все эти персонажи есть образами символами, и известный гоголевский мотив верности и отступничества рассматривается здесь совсем в другом ключе - в ключе осознания разрушительной силы революции, десакрализации традиционных понятий, когда физические порабощения подменялись порабощением душ.

Вопрос влияния эпопейного произведения Г.Гоголя “Тарас Бульба” на украинскую, да и вообще на всю славянскую литературу - вопрос отдельный. Оно довольно широкое и, бесспорно, не подлежит обжалованием, тем паче, если оно будет основываться на разных идеологических клише, конъюнктурных императивах. И суть здесь заключается не только в глубоком историзме как следствия демифологизованого романтизма гоголевской повести. Созвучность мотивов и образов этому, в самом деле, гениальному произведению будем наблюдать не только в ряде поэм Т.Шевченко или исторических хроник Г.Старицкого, И. Нечуя Левицкого, А.Чайковского, Б.Лепкого, А.Кащенка, П.Панча , а и прежде всего в киноповестях О.П.Довженко - по сути, в произведениях большого мастера кино на современную авторскую тематику. Именно экранизация гоголевского “Тараса Гоголя” как произведения с исторически функциональными основами была мечтой О.Довженко на протяжении всей жизни. Война  прервала работу мастера над фильмом по мотивам исторической повести Гоголя. Однако мотивы гоголевского произведения будут звучать в военных киноповестях и рассказах О.Довженко, в частности в так и не реализованной экранизации “Украины в огне”. Гоголевские мотивы являются приоритетными в стихотворном романе Л.Костенко “Маруся Чурай”, как, кстати, во многих ее стихах притчах с историческими реминисценциями.



 
Афоризм из “Маруси Чурай” “…и чураивские главы на сваях, и вишнякивские главы на плечах” адекватный идеям духовно-этичного стоицизма как моральной альтернативе обывательской, эгоцентрической, меркантильной позиции. Главная идея “Тараса Клубня” изложенная на последней странице повести сжало, лаконично, афористически: “Да разве найдутся на свете такие огни, мучения и такая сила, которая бы пересилила русскую силу”. Напомним, что понятие “русский” и “православный” у Гоголя, как и позднее у Достоевского, неразрывные. Оба, и Гоголь, и Достоевский, глубоко религиозные писатели. Религиозным остается Гоголь и в следующих своих произведениях, о чем бы он не писал, собственно и в тех, где изображает примитивность обывательской среды с его вульгарностью, безликостью, духовной убогостью, никчемностью стремлений и вкусов. Гоголь-Романтик переходил на позиции реализма - реализма, адекватного авторскому сознанию - закодированного реализма, теологично - мистичного реализма.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Вопрос влияния произведения "Тарас Бульба" на украинскую литературу. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Сочинения по украинской литературе > Вопрос влияния произведения "Тарас Бульба" на украинскую литературу
Сочинения по украинской литературе

Сочинения по украинской литературе


Сочинение на тему Вопрос влияния произведения "Тарас Бульба" на украинскую литературу, Сочинения по украинской литературе