А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Лирическая струя в творчестве Сумарокова - сочинение

В лучших песнях Сумарокова была представлена целая гамма человеческих переживаний - неразделенной, «незаконной» и торжествующей любви, тоски, разлуки, ревности. Так, безответная любовь женщины заставляет ее с горечью произнести: «Ты ко мне, как камень, Як тебе, как пламень». Достаточно тонко для своего времени передает Сумароков психологию полюбившей девушки и стыдливо старающейся скрыть свое чувство от «хищника» ее «вольности»:

    * Зреть тебя желаю, а узрев, мятуся
    * И боюсь; чтоб взор не изменил;
    * При тебе смущаюсь, без тебя крушуся,
    * Что не знаешь, сколько ты мне мил.
    * Стыд из сердца выгнать страсть мою стремится,
    * А любовь стремится выгнать стыд.
    * В сей жестокой брани мой рассудок тмится,
    * Сердце рвется, страждет и горит.
    * («Тщетно я скрываю…»)

Подлинная поэзия и истинная грусть звучат в признании женщины, выданной замуж за старого ревнивого мужа и разлученной со своим возлюбленным:

    * Сокрушил злодей всю молодость мою,
    * Но поверь, что в мыслях крепко я стою,
    * Хоть бы он меня и пуще стал губить,
    * Я тебя, мой свет, вовек буду любить.
    * «Не грусти, мой свет! Мне грустно и самой…»


 
Противник ханжеской морали и светского лицемерия, Сумароков с неподдельным сочувствием выразил трагедию женщины, вынужденной «к сокрытию стыда девичества» лишить жизни еще не родившегося внебрачного «младенчика» (сонет «О существа состав, без образа смешенный…»). Любовь у Сумарокова оказывается сильнее рассудка («Вся кровь бунтуется, ум страсти уступает, Рассудок мой погиб…»), она захватывает всего человека, и он уже не властен над ней даже тогда, когда, кроме страданий, она ничего не приносит, когда «другая» изменила («Ты хотя меня забыла, мне нельзя тебя забыть, Я изменой за измену не могу тебе платить»). Искренность и нравственное начало в любовной лирике поэта во многом определялись связью ее с народной песнью. И нет необходимости сводить эту связь только к частичной «стилизации» под фольклор, к использованию лишь некоторых средств и выражений из арсенала народного творчества. Еще задолго до романтиков «ортодоксальный» классицист Сумароков начал поиски национальных форм создания искусства, глубоко убежденный в том, что «природное чувствие выражение есть лучшее» («О стихотворстве камчадалов», 1759). В контексте одной из стереотипных тем романтизма (причем, в самом его начале), использованной с сохранением устойчивых лексических средств Пушкиным в прощальных раздумьях «поэта-романтика» Ленского, должно найти свое место стихотворение Сумарокова, где «несчастный» призывает свою возлюбленную посетить его будущую могилу: * Внемли, несклонная, мой томный глас внемли * И в конце моем на месте той земли, * Где будет тлеть мой прах, взгляни на гробный камень, * Вздохни, вообрази, как зрак твой был мне мил, * И молвь: «Я помню то, как он меня любил» Встречаются у Сумарокова произведения, где «объектом» творчества становится «субъект», т. е. подлинные эпизоды биографии поэта и связанные с ними переживания. Если бы мы захотели восстановить в общих чертах творческий путь поэта, то смогли бы это сделать (не обращаясь к трудам историков литературы) по его элегии 1768 г. Бурным негодованием преисполнен писатель в элегии «Все меры превзошла теперь моя досада…» (1770), написанной в связи с провалом постановки «Синева и Трувора» при прямом подстрекательстве московского главнокомандующего П. С. Салтыкова. Включение Сумароковым в структуру некоторых стихотворений событий из собственной жизни предвосхищало одно из основных художественных открытий Державина, а в повышенной авторской экспрессии в них предугадывалась одна из ведущих тональностей романтического стиля.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Лирическая струя в творчестве Сумарокова. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Сумароков > Лирическая струя в творчестве Сумарокова
Александр Сумароков

Александр  Сумароков


Сочинение на тему Лирическая струя в творчестве Сумарокова, Сумароков