А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Тема памяти в творчестве А Т Твардовского - сочинение


...«По праву памяти» — последняя поэма А. Твардовского... это дальнейшее углубление темы, заявленной поэтом в лирике последних лет и главах поэмы «За далью — даль», — темы памяти, верности... правде пережитого и выстраданного народом. М.И. Твардовская

Александр Трифонович Твардовский принадлежит к числу художников слова, чья творческая судьба была частью судьбы народной. Без его произведений невозможно глубоко понять все общественные и политические события ХХ века, можно сказать, что Твардовский запечатлел портрет эпохи. Герой его поэмы рядовой боец Василий Теркин — всенародный любимец. Благодаря этому персонажу, прошагавшему фронтовыми дорогами все четыре года войны, мы, читатели XXI века, имеем ясное представление о тех страшных событиях. Уже в поэме «Василий Теркин», созданной в 1941—1945 годах, заявлена тема памяти:
С мыслью, может, дерзновенной
Посвятить любимый труд
Павшим памяти священной,
Всем друзьям поры военной,
Всем сердцам, чей дорог суд.

Твардовский жил с ощущением вины перед теми, кто погиб в годы Великой Отечественной войны, поэтому сделал все от него зависящее, чтобы не были забыты воины, чья жизнь отдана за Родину. В 1946 году появилось стихотворение «Я убит подо Ржевом...». Это поэтический монолог от лица убитого в сражении бойца. Три последних четверостишия звучат наказом-завещанием тем, кто остался жить:
Горевать — горделиво,
Не клонясь головой,
Ликовать — не хвастливо
В час победы самой
И беречь ее свято,
Братья, счастье свое —
В память воина-брата,
Что погиб за нее.
Особенность мировоззрения поэта, его высокие мерки, с которыми он оценивал себя и других, с годами расширили круг того, о чем нужно было помнить. Одна из глав поэмы «За далью — даль», названная «Друг детства », начинается пронзительно искренними словами:
И дружбы долг, и честь, и совесть
Велят мне в книгу занести
Одной судьбы особой повесть,
Что сердцу встала на пути...
Я не скажу, что в ней отрада,
Что память эта мне легка,
Но мне свое исполнить надо,
Чтоб в даль глядеть наверняка.

Лирический герой поэмы рассказывает о том, что, находясь в творческой командировке, встретил на железнодорожной станции друга детства. Искренне считая друга погибшим, герой узнал о том, что много лет жил в полном неведении. Друг был осужден по политической статье, а к моменту встречи амнистирован. Поэма автобиографичная. Герой испытал не только радость при встрече, но и ощущение вины, ведь, являясь журналистом, он славил партию, а в это время, без вины виноватый, страдал его товарищ. Публикация поэмы в те годы, когда партия с трудом признавала свои ошибки, была актом гражданского мужества. И хотя уже состоялся исторический съезд, осудивший культ личности Сталина, новое руководство страны жестко рецензировало все произведения, где упоминалось имя вождя народов.

А. Т. Твардовский не стал отделять себя от времени, в котором жил. Он мужественно заявил о том, что вина за репрессии лежит не только на Сталине, но и на тех, кто славил его в годы руководства страной:
Кому пенять! Страна, держава
В суровых буднях трудовых
Ту славу имени держала
На вышках строек мировых.
Поэт, общественный деятель, редактор журнала «Новый мир», Твардовский хотел, чтобы потомки знали правду о том страшном времени. Он не боится суда истории, но ему важно, чтобы память о годах тирании будущим поколениям дошла неискаженной. Поэт с горечью говорит, что культ личности держался на рабском стремлении угодить деспоту:
Не те ли все, что в чинном зале,
И рта открыть ему не дав,
Уже, вставая, восклицали:
«Ура! Он снова будет прав...»?



 
С наибольшей силой тема памяти зазвучала в последней поэме с гордым названием «По праву памяти», написанной А. Твардовским незадолго до смерти. Лироэпический сюжет построен на событиях, пережитых героем и страной. Автор хочет дать честную оценку всему, что происходило в годы правления Сталина. Поэт во вступлении говорит о том, что ради памяти всех невинных жертв политических экспериментов нельзя кривить душой: Перед лицом умерших былей. Не вправе больше ты кривить душой, — Ведь эти были оплатили Мы платой самою большой... И мне да будет та застава, Тот строгий знак сторожевой Залогом речи нелукавой По праву памяти живой. Очень выразительный эпитет «живой» придает словосочетанию емкое значение: это и память очевидца, и память, которую нельзя убить. Правду можно исказить, но люди с высоким чувством долга не позволяют себе лгать даже в мелочах. Поэма основана на фактах, связанных с семьей Твардовского, но все события соотнесены с жизнью страны, народа. Автор рассказал и о трагедии раскулачивания, и о более поздних репрессиях. Годы правления Сталина, по убеждению Твардовского, были общенациональной бедой: И за одной чертой закона Уже равняла всех судьба: Сын кулака иль сын наркома, Сын командира иль попа... У Твардовского к вождю был и личный счет, но поэт не может и не хочет отделять себя от своего народа. Особым изуверством Твардовский считал отношение к тем, кто оказался в немецком плену. Без выяснения обстоятельств их ссылали в лагеря на долгие годы. Вся послевоенная страна казалась поэту тюрьмой, обнесенной колючей проволокой: Нет, ты вовеки не гадала В судьбе своей, Отчизна-мать, Собрать под небом Магадана Своих сынов такую рать. Поэт понимает, что знаменитый ХХ съезд не сказал всей правды о правлении Сталина своему народу, но верит, что суд истории начался: И длится суд десятилетний, И не видать еще конца. В поэме особое место занимает заключительная глава, которая называется «О памяти». Эта глава имеет свою горькую историю, так как написана уже после всех редакций, запрещения печатать главу «Сын за отца не отвечает». Партийные функционеры побоялись большого общественного резонанса, ведь Твардовский пользовался огромной любовью миллионов читателей, а его слово обладало великой силой. Гнев слышен в голосе поэта: Забыть, забыть велят безмолвно, Хотят в забвенье утопить Живую быль. И чтобы волны Над ней сомкнулись. Быль — забыть. Протестует Твардовский против того, что руководство страны решает, какую правду должен знать народ: Какой, в порядок не внесенный, Решил за нас Особый съезд На этой памяти бессонной, На ней как раз Поставить крест. Верой в своего соотечественника наполнены слова поэта: Что нынче счесть большим, что малым — Как знать, но люди не трава: Не обратить их всех навалом В одних непомнящих родства. Твардовский точно знает, что нельзя убить память целого народа. Сам он достаточно скромно оценил свой труд, он просто говорит от имени народа, достойно выполняя тем самым свою писательскую миссию: беречь историческую память.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Тема памяти в творчестве А Т Твардовского. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Твардовский > Тема памяти в творчестве А Т Твардовского
Александр Твардовский

Александр   Твардовский


Сочинение на тему Тема памяти в творчестве А Т Твардовского, Твардовский