А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
ТЕМА “МАЛЕНЬКОГО” ЧЕЛОВЕКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А П ЧЕХОВА - сочинение


А сколько еще таких человеков в футляре осталось, сколько их еще будет!

А П. Чехов

Центральная тема всего творчества Чехова - протест против пошлости, обывательщины, духовного мещанства. Именно она звучит в рассказе “Ионыч”. Это история о том, как способный человек в условиях провинциального буржуазно-мещанского быта превращается в тупого и жадного обывателя.

Рассказ начинается с изображения губернского города С. Чтобы дать представление о здешней жизни, писатель знакомит нас с “самой образованной и талантливой” во всем городе семьей Туркиных. Все население города живет какой-то своей особенной, “футлярной” жизнью. Здесь царит духовная теснота и скука. В свободное время жители занимаются распусканием сплетен и слухов.

И вот в эту жизнь окунается герой рассказа, молодой врач Дмитрий Ионыч Старцев. Это юноша с идеалами и желанием чего-то высокого. Он полон сил, энергии, увлечен работой. Его интересуют серьезные вопросы, литература, искусство. Меня более всего привлекает в молодом Старцеве его неприятие к обывателям города. Он терпеть не может общества “картежников, алкоголиков, хрипунов”. Иногда Дмитрий Ионыч пытается высказать кое-какие свои мысли. Но его серьезные разговоры о прогрессе, политике, науке не встречают понимания.

Итак, перед нами человек, не лишенный благородных стремлений, серьезных интересов. Почему же он в конце концов опустился?

Всей логикой рассказа Чехов пытается нас убедить, что человек достоин имени человека лишь в том случае, если он борется против влияния мещанской застойной среды, если он противопоставляет ей свое человеческое “я”. Благородная цель в жизни, любимая работа не стали основой существования Старцева. Стремление к сытости и богатству оказалось сильнее. В этом заключается причина его нравственного падения.

Истинный облик героя рассказа раскрывается в его любви. Любовь была единственным поэтическим переживанием в его жизни. Но была ли это настоящая любовь?

Старцева восхищает в Котике начитанность, умение играть на рояле, ее интеллигентность и ум. Но едва возникшая любовь испугала Дмитрия Ионыча. “К чему приведет этот роман? Что скажут товарищи, когда узнают?” - размышлял он. В этих опасениях уже слышится страх перед жизнью. Обывательские нотки все более снижают чувство Старцева. Перед нами уже человек с недостаточно чуткой душой, способный на кладбище воображать страстные объятия. Перед свиданием у него в голове крутятся мысли о приданом. В конце концов он решается предложить ей руку и сердце, но когда Екатерина Ивановна, возомнив себя блестящей пианисткой, отказала ему и уехала из города, он страдал всего три дня. Писатель рисует постепенно погружение Старцева в “тину мелочей”, повествует о том, как болото бездуховной жизни засасывает в свою пучину. Теперь только иногда, вспоминая, как он бродил по кладбищу или искал по всему городу фрак, он лениво потягивался и говорил: “Сколько хлопот, однако!”

Постепенно он опускается все ниже и ниже. Его интересы и кругозор катастрофически сужаются, человеческая личность на глазах уменьшается. Он с наслаждением играет по вечерам в карты, а придя домой, жадно считает деньги.


 
Физическое ожирение приходило к Старцеву незаметно. Сначала он перестает ходить пешком, у него появляется одышка, просыпается любовь к сытному столу, параллельно подкрадывается и моральное “ожирение”. Прежде он выгодно отличался горячими движениями души, пылкостью чувств. За четыре года он растерял все свое былое превосходство над мещанским обывателем. Убедившись в своих посредственных способностях, Котик предлагает Дмитрию Ионычу жениться, но он слишком обленился духовно и нравственно, чтобы любить и иметь семью. Ему уже не жаль молодости, любви, несбывшихся надежд. “А хорошо, что я тогда не женился”, - думает он. Старцев и сам понимает, что “стареет, полнеет, опускается”, но ни желания, ни воли к восстановлению былого облика у него нет. Доктора теперь зовут просто Ионычем. Жизненный путь завершен. В коротенькой последней главе мы видим итог, к которому пришел Старцев. Мы созерцаем его пухлым, красным, сидящим на своей тройке, и кажется нам, что едет не человек, а языческий бог. Теперь для Ионыча умерло все, умерло даже единственное поэтическое воспоминание. И когда в гостях за столом заходит речь о Туркиных, то он спрашивает: “Это вы про каких Туркиных? Это про тех, чья дочка играет на фортепиано?” В рассказе “Ионыч” Чехов описал новую форму социальной болезни. До него тему “маленького” человека в образе Плюшкина раскрыл Гоголь. Но Плюшкина одолело скупердяйство, паразитическое существование за счет других. В Старцеве же Чехов показывает работящего человека, вышедшего из разночинцев. Писатель подчеркивает, что деятельность исключительно ради денег не менее смертоносна для человеческой души, чем полная бездеятельность, порождаемая крепостным правом. В рассказе “Ионыч” словно звучит голос Чехова, призывающий не поддаваться губительному влиянию среды, вырабатывать в себе силу сопротивления обстоятельствам, беречь в себе человека, бояться, как огня, накопительства, не предавать светлых идеалов молодости, не предавать любви. Тема “маленького” человека продолжается в рассказе “Человек в футляре”, в центре которого находится зловещая фигура учителя гимназии Беликова. Страх перед какими бы то ни было проявлениями жизни, тупая неприязнь ко всему новому - характерные черты “беликовщины”. Как и Ионыч, Беликов замкнут, не пытается как-то изменить течение своей жизни, разнообразить ее. Его не покидает непреодолимое стремление окружить себя “оболочкой”, “футляром”. Тут Беликов использует все средства: от ваты в ушах и темных очков до вечной фразы: “Как бы чего не вышло”. Он всю жизнь чего-то опасается и лишь после смерти обретает настоящий покой. Ведь он попал в футляр, из которого не надо выходить. Образы Беликова и Старцева имеют много общего. Корни трагедии этих героев кроются в состоянии того общества, в котором они живут. Суровый будничный быт искалечил доктора Старцева. Это же можно сказать и о Беликове. Ведь после его смерти жизнь пошла по-старому, такая же суровая, утомительная и бестолковая. Ощущение несвободы не исчезло. Этим Чехов подчеркивает, что “беликовщина” - явление социальное, отражающее дух эпохи. Беда жалкого учителя в том, что он, как губка, впитал в себя мерзости того времени. Смело можно сделать вывод, что, чем больше беликовых, тем нездоровее то общество, в котором они живут. Следующий рассказ, посвященный теме “маленького” человека, Чехов назвал “Крыжовник”. Повествование начинается с описания пейзажа. Автор искусно рисует бесконечные поля, далекие холмы. Великой, прекрасной стране, ее просторам, зовущим в далекие края, противопоставлена жизнь человека, заветная цель которого сводится к тому, чтобы приобрести в собственность ничтожный клочочек земли, уединиться на всю жизнь в усадьбе и есть “не купленный, а свой собственный крыжовник”. В отличие от первых двух рассказов Чехов в “Крыжовник” вводит персонаж, который не хочет мириться с существованием “маленьких” людей. Таким героем предстает перед читателем Иван Иваныч, посетивший усадьбу своего “обустроившегося” мелочного брата. Он испытывает тоску и возмущение при виде этого примитивного счастья: “Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа”. Иван Иваныч обращается к молодому поколению: “Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!” Для Чехова главная цель творчества заключалась в том, чтобы научить читателя вдумываться в смысл нарисованных им картин и образов. Для его рассказов характерна, кажущаяся незавершенность, недосказанность. Он искусно сочетает трагедию с юмором. Давая в своих произведениях описание “маленького” человека, писатель показывает его страшным, униженным и в то же время смешным. Именно в юморе проявляется оптимизм автора. Ведь читатель смеется над уродливыми явлениями действительности, и это помогает верить в торжество истинно человеческой жизни.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме ТЕМА “МАЛЕНЬКОГО” ЧЕЛОВЕКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А П ЧЕХОВА. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Чехов > ТЕМА “МАЛЕНЬКОГО” ЧЕЛОВЕКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А П ЧЕХОВА
Антон Чехов

 Антон  Чехов


Сочинение на тему ТЕМА “МАЛЕНЬКОГО” ЧЕЛОВЕКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А П ЧЕХОВА, Чехов