А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Что делать > Философские взгляды в романе Чернышевского Что делать
Философские взгляды в романе Чернышевского Что делать - сочинение

Н.Г.Чернышевский в образной форме сформулировал личный общественный идеал в реалистическом романе "Что делать?", который был намеренно ориентирован на обычаи известной утопической литературы и ставший новаторским переосмыслением и формированием жанра несбыточной утопии.

Роман включает в себя наиболее глубокое и исчерпывающее изложение общественных, социальных идеалов Чернышевского. Заявляя об утопизме "Что делать?", следует иметь в виду не "мечтательность" идеала и даже не то, что Чернышевский не представлял значения пролетариата, а был идеологом крестьянской революции, а художественную форму, в которой автор излагает и пропагандирует систему взглядов. Утопическое произведение, будучи выражением идеи, дает реальное воплощение этой идеи в образах, т. е. становится первым ее осуществлением, как бы мысленным экспериментом.

Чернышевский — крупнейший экономист, философ и политик России 60-х годов — остался философом и в своем беллетристическом романе. Роман доказывал разумность идеи социализма, ее соответствие потребностям и устремлениям человечества, утверждал ее осуществимость. Но главное — что социализм предстал на страницах романа как исторически уже возникший и неотвратимо нарастающий процесс переустройства общества.

Из всей утопической европейской традиции роман Чернышевского выделяет тот факт, что автор рисует не только картину современного "социализма", но и пути приближения к будущей социальной гармонии. Путями, которыми, по мнению Чернышевского, человечество движется к социализму, являются пути социализации идеологии людей и путь политической борьбы за переустройство общества. Оба пути в романе проторенные. Автор показывает, каким образом активно и деятельно идут "новые люди" обоими путями.

Чернышевский стоял на позициях социально-исторического объяснения деятельности людей. "Если все люди существенно одинаковы, то откуда же возникает разница в их поступках? Для нас теперь ясно, что все зависит от общественных привычек и от обстоятельств", — писал Чернышевский.

Распространение социалистических идей в России он связывает с изменением исторических условий. Чернышевский утверждал, что, когда созреют исторические условия, народ быстро начнет умнеть. И главной предпосылкой он считал изменение социального состава интеллигенции, т. е. вооружение знаниями людей, кровно связанных с народом. Герои романа "Что делать?" — действительно разночинцы, люди умственного труда, естественные люди.

Всю свою жизнь Чернышевский был просветителем и считал, что людям надо разъяснять свои взгляды. Однако в силу цензурных условий ему приходилось о многом писать "эзоповым языком", впрочем, понятным читателям того времени.

Лопухов — активный пропагандист новых идей среди молодежи, общественный деятель. Студенты называют его "одною из лучших голов в Петербурге". Сам он считает работу в заводской конторе очень важной.

"Разговор (со студентами) имел практическую, полезную цель — содействие развитию умственной жизни, благородства и энергии в моих молодых друзьях". Естественно, что такой человек на заводе не мог ограничиться простой просветительской деятельностью (обучением грамоте). Чернышевский намекает на революционную работу Лопухова среди рабочих: "И мало ли что такое делает Лопухов на заводе, кроме обучения грамоте".

Что значило для тогдашних читателей упоминание о воскресных рабочих школах? Еще свежа была память о 10 июня 1862 года, когда указом правительства были закрыты воскресные школы. Да и было чего опасаться!
Революционные демократы 60-х годов проводили усиленную пропаганду революционных идей на заводах. Удобнее всего делать это было в воскресных школах, которые посещали взрослые люди. Правительство стремилось направить работу в этих школах в религиозное русло. В них предписывалось изучать Закон Божий, чтение, письмо, начала арифметики — и никаких общественных наук. При каждой школе был священник, контролировавший благонамеренность. Кстати, таким священником в "лицее всевозможных знаний" Веры Павловны должен был быть священник Мерцалов, который, однако, готовился читать запрещенную русскую и всемирную историю. Самую активную работу в рабочей среде вели прогрессивные студенты Петербургской медико-хирургической академии (Хохряков, Бемеволемский). Они читали прокламации, объясняя рабочим слова "либерал", "революция", "деспотизм", "кризис". Лопухов "подобрал надежных преподавателей" для этой цели и объяснил им, "как учить грамоте". Просветительская деятельность "новых людей" предполагала приближение будущего, а в творчестве Чернышевского она определила переход к персонажу — человеку рабочему, к теме научного социализма. Пожалуй, самой знаменитой и самой явной философской теорией в романе является теория разумного эгоизма. Что же такое разумный эгоизм? В романе часто говорится об эгоизме как о внутреннем побудителе поступков человека. Наиболее примитивный эгоизм Марьи Алексеевны, которая не делает никому зла без денежных расчетов. Гораздо более зловещ эгоизм обеспеченных людей. Заботы об излишествах, стремление к праздности — вот почва, на которой растет их эгоизм (фантастическая почва). Пример — Жан Соловьев, разыгрывающий любовь к Кате Полозовой из-за ее наследства. Эгоизм "новых людей" тоже строится на расчете и выгоде отдельного человека. "Каждый думает больше всего о себе", — говорит Вере Павловне Лопухов. Но это принципиально новый моральный кодекс. Суть его в том, что эгоизм "новых людей" подчинен естественному стремлению к счастью и добру. Личная выгода человека должна соответствовать общечеловеческому интересу, который Чернышевский отождествлял с интересом трудового народа. Одинокого счастья нет, счастье одного человека зависит от благосостояния общества. "Разумные эгоисты" в романе свою выгоду, свое представление о счастье не отделяют от счастья других людей. Лопухов освобождает Верочку от принудительного брака, а когда убеждается, что она любит Кирсанова, — "сходит со сцены". Кирсанов помогает Кате Полозовой, Вера организует мастерскую, Рахметов помогает разрешить драматическую ситуацию. Радужным проявлением морального кодекса является активное участие в улучшении и преобразовании общества. Следовательно, "разумный эгоизм" героев романа не обладает ничем общим с себялюбием, корыстолюбием, индивидуализмом. Отчего же тогда "эгоизм"? Дело в том, что Чернышевский, опровергая морально-этические нормы старого общества, отвергал духовное происхождение моральных законов, потому что оно употреблялось в заинтересованностях властвующих классов. Он же базировал собственную систему, основываясь на мировоззренческий материализм, а конкретнее на антропологизм. В средоточии — не Бог, а человек. Выставляя в главную очередь расчет, права человека, Чернышевский тем самым отрекался от веры и церкви во имя счастья человека. Руководствоваться концепцией рационального эгоизма — означает отдать предпочтение этически безупречной направленности поведения, чтобы под воздействием индивидуального интереса не преступить справедливости общества, не ущемить посторонних прав. С данной целью герои Чернышевского берутся за самоанализ, беспристрастно оценивая чувства и разум. Таким образом, роман Чернышевского "Что делать?" надо подвергать анализу в первый черед не как художественный труд, а как мировоззренческое соглашение. Форма же романа дозволяла писателю показать, а может быть, "осуществить" собственные идеи на практике, в жизни.




Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Что делать

Что делать


Сочинение на тему Философские взгляды в романе Чернышевского Что делать, Что делать



Больше всего просматривают

  1. Сочинение на тему весна
  2. Сочинение на тему Тарас бульба
  3. Сочинение на тему Евгений Онегин
  4. Что такое счастье сочинение?
  5. Сочинение про маму
  6. Сочинение моя любимая книга
  7. Кладовая солнца сочинение
  8. Сочинение на тему образ Тараса бульбы
  9. Сочинение кем я хочу стать
  10. Смысл названия Романа отцы и дети
  11. Судьба Григория мелихова
  12. Женские образы в герой нашего времени
  13. Тема жіночої долі у творчості шевченка
  14. Сочинение на тему весна пришла
  15. О чем просил Кутузова князь Андрей
  16. Сочинение горе от у