А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Капитанская дочка > Образ Пугачева в повести А С Пушкина "Капитанская дочка"
Образ Пугачева в повести А С Пушкина "Капитанская дочка" - сочинение
Мыне так отличаемся от Феклуши, героини пьесы А.Н. Островского "Гроза" с ее рассказами о странах, где живут люди с песьими головами, как хотелось бы надеяться. Пестрые пятнышки политической карты мира, конечно, населены вполне антропоморфными существами, но каждый кусочек одного цвета - это область обитания педантов, развратников, оптимистов, мыслителей, рабов страстей и так далее. Бережно навесив ярлык на каждый народ, мы с удивлением обнаружили один без бирки - наш. Так начались поиски загадо чной "русской души". Ее никто не видел, но она, как замятинский "пиджак", повсюду. Она - то, что в корне отли чает нас от других народов, но именно поэтому ее невозможно описать. Она то ли спряталась под заимствованиями, то ли очерствела в косности пережитков, но выглядывает, дразнит, заставляет русскую литературу вновь и вновь играть с ней в прятки. И в результате долгих изысканий найден был образ (конечно, условный, но все ли немцы педанты?)- сердца безмерного, всеохватного, юношески горячего и так же непреклонного, несклонного к компромиссам, но склонного к страстям. Образ, со всей полнотой воплощенный Пушкиным в повести "Капитанская дочка". "Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!" - пишет Пушкин. Его глазами и глазами Петра Андреевича Гринева увидим мы Емельяна Пугачева, предводителя этого бессмысленного и беспощадного бунта. В первый раз герои встречаются, заблудившись во время метели, и Пугачева не называют по имени. Эта встреча предвосхищает бунт: уральские земли потеряются в стихии мятежа, и тот, кто встанет во главе его, неизбежно утратит себя как человека. Это мы и увидим, сравнивая подчеркнуто неуместного "государя императора" и рассудительного Емельяна Пугачева, на плечах которого трещит тесный ему заячий тулуп - не метафора ли это тесных рамок жизненных приличий, которые заставляет трещать по швам Пугачев? В их первой встрече дворянин Гринев нисходит до мужика, и вопреки жестким социальным рамкам возникает тепло взаимопонимания. Гринев видит в провожатом не простого мужика и еще не Емельяна Пугачева, но уже человека, к которому он испытывает жалость, благодарность, сострадание. Он выходит из рамок поведения дворянина, движимый чувством, и его нечаянный знакомый отвечает ему благодарностью, похвалами явно ненужному тулупу - не тулуп, но сердечное участие, на которое вожатый вряд ли мог рассчитывать, подарил ему Гринев. И если шубу Пугачев еще вернет ему, то за это сердечное внимание отплатить невозможно, даже выйдя самому из своих рамок поведения вождя народного бунта. И Пугачев оказывается достаточно чутким, чтобы это понять, и достаточно справедливым, чтобы это запомнить. Вторая "встреча" героев, тоже предвестие, - вещий сон Гринева. Пугачев, объявивший себя императором и отцом русскому народу, "оказывается" отцом Гринева, причем отцом посаженым, которым он порывается стать, пока прини мает Машу за племянницу священника, и без которого, как без вмешательства Пугачева, невозможен брак Гринева. И сочетание зверств Пугачева, убийств, происходящих у него на глазах и по его воле, убийств слепых и бессмысленных, всех подряд, и его ласкового внимания к Гриневу впервые возникает в этом сне.
Во время третьей встречи Гринева и Пугачева между ними встанет преграда более непреодолимая, нежели социальное неравенство, - они встретятся во время бунта, который Гринев никогда не назовет предполагающим хоть какуюто правоту бунтовщика словом "восстание". Это будет поразительнейшая картина пугачевских казней, бесчинства мятежников в захваченном городе. Первым их действием оказывается установка виселицы, вторым - чудовищная присяга самозванцу, в ходе которой все оставшиеся верными чести отправляются в петлю. Первым гибнет небогатый, скромный капитан Миронов, очевидно выслужившийся солдат,- словом, один из тех идеальных русских мужиков, которых так часто изображали русские художники в качестве простонародного идеала. Разжалованный же Швабрин, бережно блюдущий дворянские обычаи даже в глуши крепости, оказывается на стороне "мужичьего царя". Так подчеркивается безумный хаос, который приносит с собой одно имя Пугачева, так подчеркивается не просто важность, а единственная значимость личных представлений о чести. И в центре этой кровавой феерии, но все-таки в стороне от нее - Пуга чев. Безумие творится с его ведома и по его молчаливому соизволению, но сам он не принимает в нем участия и только один раз скажет свое слово-спасительное для Гринева. Пуга чев оказывается марионеткой в руках восставших, и единственное его "немарионеточное" действие - тоже движение сердца, движение за рамки роли безжалостного палача. Гринев единственный из не присягнувших "императору" выживает, и не просто выживает - он получает приглашение в "Ставку" Пугачева. Штаб предводителя восставших больше похож на разбойничий притон - там делят награбленное, пьют, гуляют и поют разбойничьи песни. Сам же Пугачев опять остается в стороне - он и с бунтовщиками, он и над ними. Гринев единственный, с кем он может поговорить, единственный, для кого не важны социальный статус и роль, взятая на себя Пугачевым, - она осмеивается обоими в начале разговора. И Пугачев задает ему вопросы, в которых за познаниями в истории и философской формой стоит все то же русское удальство: отчаянная смелость русского "авось" и безудержная похвальба, признание только царского права властвовать безграни чно - и требование безграничной власти. Во время третьей встречи они оба окончательно откажутся от своих ролей, и, как раньше Савельич, соратники Пугачева не смогут подняться до высоты их отношений: отношений не офицера и мятежника, но человека и человека, построенных на взаимной симпатии, чести и помощи. И хоть их понимание ситуации в свете калмыцкой сказки прямо противоположно, саму сказку они понимают одинаково, и она равно впечатляет их, раз они по прошествии столь долгого времени после рассказывания помнят ее. И недаром Пугачев так стремится на свадьбу к Гриневу-только на русской свадьбе возможны тот размах, который так дорог ему, и та сердечность, которой он не может найти, сердечность вне чинов и званий. Пугачев не оказывается ни героем, ни злодеем- подобно Петронию в "Камо грядеши", он хоть и остается по ту сторону крепостных стен, но благодаря своим человеческим качествам поднимается над обоими лагерями.

Читать новости:




Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Капитанская дочка

Капитанская дочка


Сочинение на тему Образ Пугачева в повести А С Пушкина "Капитанская дочка", Капитанская дочка



Больше всего просматривают

  1. Сочинение на тему моя семья
  2. Сочинение про маму
  3. Смысл жизни сочинение
  4. Сочинение на тему мой лучший друг
  5. Дубровский благородный разбойник сочинение
  6. Дом моей мечты сочинение
  7. Образ Воланда
  8. Мертвая царевна и семи богатырей сочинение
  9. Сочинение на тему весна
  10. Анализ стихотворения Гумилева капитаны
  11. Сочинение на тему человек и природа
  12. Мои увлечения сочинение
  13. Русский язык сочинение
  14. Сочинение описание природы
  15. Характеристика ребекки з роману айвенго
  16. Образ Тараса бульбы
  17. Сочинение на тему природа родного края