А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Мастер и Маргарита > «Мастер и Маргарита» Булгакова «роман в романе»
«Мастер и Маргарита» Булгакова «роман в романе» - сочинение
Главы о жизни Москвы 30-х годов граничат с рассказами на библейские темы (роман, который пишет мастер, интерпретирует известную историю столкновения Иисуса и Понтия Пилата, а также историю жертвенной гибели Христа). Это дает возможность писателю рассматривать современность с позиции вечности и сквозь призму христианских ценностей. Композиция романа построена по принципу контрапункта, т.е. объединение разных, относительно независимых сюжетных линий, которые развиваются с разной скоростью. Это предопределяет определенную полифонию произведения, его обобщающий характер. В построении романа ощущается влияние Григория Сковороды, в трактате которого «Потоп змеиный» изложена концепция о существовании трех миров: земного, космического и библейского; каждый из них имеет две стороны - внешнюю (ту, что все видят) и внутреннюю (невидимую). У М. Булгакова земной мир олицетворяют персонажи из московской жизни 30-х годов (Берлиоз, Римский, Варенуха, Ласточкин и др.). К космическому принадлежат Воланд и его свита (Азазелло, кот Бегемот, Абадонна, Гелла). Библейский мир возникает в историях о Иешуа Га-Ноцри, Понтии Пилате, Левии Матвее, Иуде и др. Такая художественная структура произведения - не просто произведение фантазии художника. Изображая разные миры, М. Булгаков делал ударение на разрыве между ними. Люди живут на Земле и не думают о Боге, о Вселенной. Злободневные проблемы отодвинули на второй план вечные ценности. А это означает, что мир утратил свою духовную цель и летит в пропасть. Роман «Мастер и Маргарита» является предупреждением человечеству о последствиях от нарушения законов бытия. Кроме того, каждый из миров произведения - земной, библейский и космический - имеет, согласно концепции Г. Сковороды, две стороны. На первый взгляд, в Москве все благополучно, люди едят, пьют, развлекаются, но на самом деле это общество давно больное. Поэтому на Землю и приходит дьявол в образе обычного обывателя. Использование мотивов Г. Сковороды помогает М. Булгакову осознать скрытое, нераскрытое содержание жизни и показать его настоящую сущность. Характерной особенностью композиции является также то, что эпический рассказ объединяется с лирическими отступлениями, в которых показывается авторская позиция. Одна из наибольших тайн романа - библейский сюжет, который разворачивается в воображении мастера. Писатель максимально приземляет библейский сюжет. Иешуа столкнулся в идейном диалоге с Понтием Пилатом, который изображается не как могущественный прокуратор, а тоже как обычный человек, обессиленный головной болью. В Библии Понтий Пилат не мучается сомнениями и укорами совести, а булгаковский герой постоянно балансирует между добром и злом и, приказав убить Иешуа, потом будет страдать, до тех пор, пока Мастер не простит его. Иуда, который предал Иешуа, - также уже не библейский Иуда, подлый предатель, а влюбленный мужчина, готовый на все ради женщины. Иешуа Га-Ноцри не провозглашает в романе пламенных речей о спасении человечества и Царство Бога. Его истина проста: все люди хорошие, добрые и необходимо все сделать, чтобы помочь человеку проявить свою добрую природу, так как только добро может изменить мир. Все, кто общаются с Иешуа, внутренне изменяются. Жестокий собиратель налогов, наслушавшись добрых слов Иешуа, бросил деньги на дорогу и пошел за ним. Сочувствие Иешуа лечит головную боль Понтия Пилата. Но свобода Иешуа Га-Ноцри, его стремление к правде и добру оказываются преступными с точки зрения Ершалаимских законов, так как там невозможно верить во что-нибудь другое, кроме кесаря. Любая вера, даже вера в добро, подрывает государственное устройство, основанное на власти и насилии. В этом плане Ершалаимский мир романа «Мастер и Маргарита» - это своеобразная модель тоталитарного государства, которое уничтожает человека и человеческие истины. М. Булгаков изображает насилие в широком историко-философском контексте, он доказывает, что зло есть злом, какие бы формы оно не приобретало, и судьба человека всегда будет трагической, пока человечество не осознает ценности отдельной личности и не вернется к духовным идеалам. Кто же несет ответственность за насилие?
М. Булгаков отказывается от идеи коллективной вины. Если в Библии Христа распяли по решению синедриона и по требованию толпы, которая кричала Пилату: «Распни его!» (Понтий Пилат лишь утвердил это решение), то у М. Булгакова вся ответственность за смертную казнь Иешуа возлагается на прокуратора. Именно он виновен в гибели Иешуа. В Библии Иисус создавал чудеса для людей, но он не сделал для них важнейшего чуда - Царства Божьего, так как показал им, как можно создать его самим. «Люди, вы - боги», - говорил Христос, имея в виду способность человека изменить духовный и естественный мир. «Люди - боги» являются одним из главных лейтмотивов булгаковского романа. Мастер и Маргарита остаются людьми, пройдя все испытания, они сохранили в себе силу любви и добра, и даже дьявол вынужден их отпустить. Но мастер не может думать только о себе, о своей свободе и счастье. Философу необходимо осознать жизнь всего человечества. Своеобразным обращением ко всем людям, которые живут на Земле, стало известное лирическое отступление в финале романа. Здесь сливаются голоса автора, мастера и Иешуа. Это взгляд сверху на грешную землю и на страдание людей. В этих словах звучит пронзительная боль за все человечество, которое еще не осознало своих таинственных божественных сил, которые могут все изменить на лучшее. Вопреки глубокому трагизму рассказа, в романе утверждается светлая идея духовного величия человека, его моральных возможностей в борьбе со злом. Оригинальной является художественная структура романа, в котором объединяются реальность и фантастика, комическое и трагическое, история и современность. Автор прибегает к фантастике, изображая приход дьявола на землю (традиции «Фауста» Й. В. Гете), чтобы показать, что она превратилась в ад, что там, где люди забывают о Христе, наступает царство сатаны. Но Воланд в романе выступает как добрая сила. Сатане уже не нужно даже обольщать людей, земной ад страшнее и чернее библейского, поэтому даже дьявол здесь добрый. Он пренебрегает земными страстями и земными жителями, показывая их настоящее лицо. Но спасение земли и человечества, по мнению писателя, должны прийти не от дьявола и не от любой другой потусторонней силы. Спасение должен осуществить сам человек. Маргарита спасает Мастера. Понтий Пилат также старался спасти свою душу, приказав убить Иуду. Но спасение души не может осуществиться через убийство, и Понтий Пилат страдает, пока Мастер не освободил его от укоров совести. Мастер спасает также Ивана Бездомного, Иешуа - Левия Матвея. А если человек спасет человека, утверждает М. Булгаков, еще не утрачена надежда спасти весь мир. Помочь спасению человечества могут также вечные духовные ценности - добро, любовь, милосердие, которые воплощаются в образе Христа. Эта идея представлена уже в начале романа в разговоре Берлиоза с Бездомным о существовании Иисуса, когда неожиданно появляется Воланд, говоря: «Имейте в виду, что Иисус все же таки существовал…». Казалось бы, возникает определенный парадокс - Воланд, дьявол, утверждает существование Христа. Но на самом деле здесь нет ничего парадоксального. Значение этого выражения многозначное: во-первых, говоря о Христе, Воланд утверждает свое существование как дьявола, то есть существование реального зла в обществе. Во-вторых, имя Христа является напоминанием людям о Боге, которого они забыли, и потому стало «все разрешено» в этом мире (известный мотив Ф. Достоевского, который разворачивается в романе). М. Булгаков широко использует средства комического - юмор, иронию, гротеск, сарказм, которые помогают раскрыть общее состояние общества XX ст., показать его позорное влияние на человека. За внешним комизмом у автора всегда скрыты горькая боль и тревога за человечество, стремление найти пути выхода из трагедии. «Рукописи не горят» - эта фраза становится лейтмотивом всего произведения и символизирует бессмертие человеческого духа, творчества, добра, любви, свободы, христианских идеалов. Сожженный роман мастера о Ершалаиме снова восстановлен. Получают новую жизнь души Мастера и Маргариты. Но куда они летят в финале романа? Куда попадают - в рай или ад? Здесь мы сталкиваемся с важной проблемой света и покоя, которая вызывает разные мысли у исследователей и читателей.

Читать новости:




Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Мастер и Маргарита

Мастер и Маргарита


Сочинение на тему «Мастер и Маргарита» Булгакова «роман в романе», Мастер и Маргарита



Больше всего просматривают

  1. Моя семья сочинение
  2. Сочинение на тему капитанская дочка
  3. Анализ стихотворения Гумилева капитаны
  4. Сочинение живое пламя
  5. Русский язык сочинение
  6. Сочинение на тему мама
  7. Дубровский сочинение
  8. Сочинение для 2 класса
  9. Сочинение на тему наша земля
  10. Сочинение на тему судьба Григория мелихова
  11. Образ Чичикова
  12. Сочинение миниатюра мой друг 4 класс
  13. Мой любимый журнал сочинение
  14. Сочинение о путешествии
  15. Сочинение по картине грачи прилетели
  16. Сочинение на тему природа родного края
  17. Сочинение мой день рождения
  18. Сочинение на тему моя любимая фотография
  19. Мои