А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Рекомендации к сочинению по рассказу Астафьева «Пролетный гусь» - сочинение


В аналитической части рецензии обращается внимание на идею рассказа. Характеры героев рассматриваются в их противопоставлении (Данила - Владимир Федорович; Марина - Нелли Сергеевна), при этом выделяются почти все основные приемы, используемые писателем для создания образов: портрет героя; описание реалий его быта; изображение внутреннего мира персонажа, его мыслей, чувств; описание действий и поступков героя; характеристика его другими персонажами; прямая авторская характеристика.

Проследим отмеченные автором рецензии особенности создания писателем образа Владимира Федоровича Мукомолова. Обращение к образу персонажа следует сразу же после того, как сформулирована идея произведения (”народ-труженик живет в родной стране на положении сироты”) и определено отношение В. Астафьева к описываемым событиям (”Страна восстанавливается после войны каторжным трудом и энтузиазмом простых людей, а процветает партийная элита”).

Подтверждению этой мысли и служит рассмотрение образа Мукомолова. Рецензент обращает внимание и на презрительное, насмешливое отношение автора к герою, представителю партийной элиты, приспособленцу с барскими замашками. Анализ характера Владимира Федоровича в рецензии ведется путем сравнения (на основе контраста) с характером Данилы Солодовникова. Кроме того, выделяются и такие способы создания образа персонажа, как

    * характеристика его другими героями (мать, Хрунычиха);
      открытая авторская характеристика;
      описание поступков героя (издевательство над Солодовниковыми);
      изображение реалий быта (например, “Волги”);
      “говорящая” фамилия.

Отмечается (хотя термин и не называется) еще один способ характеристики героя: реминисценция. Действительно, в наказе отца Мукомолова довольно прозрачен намек на общеизвестные в художественной литературе наказы, причем наказы со знаком “минус”. Из доминант формы в рецензии выделяются самые яркие - композиция, включающая ретроспективный пласт повествования и позволяющая показать взаимосвязь прошлого и настоящего в судьбе героев; внесюжетные элементы: портрет, интерьер, символическое название произведения.

 
Следующий компонент рецензии - определение места произведения в творчестве писателя или в литературном процессе. Этот компонент в композиции рецензии может выполнять либо роль вступления, либо роль заключения (как в данном случае). И в той, и в другой позиции значение его огромно: он определяет угол зрения рецензента на произведение, что, в свою очередь, влияет на направленность анализа. Например, новаторство художника слова в области формы заставляет в рецензии уделять основное внимание именно этой стороне произведения; интерес же читателя к проблемам, затронутым автором, делает доминирующим анализ содержания (как в рецензии на рассказ В. Астафьева). Рассказ “Пролетный гусь” органично “вписывается” в круг последних произведений В. П. Астафьева (”Прокляты и убиты”, “Обертон”, “Так хочется жить”, “Жестокие романсы” и др.) и продолжает начатую в них традицию “открытого разговора” о судьбе человека в обществе. Судьба героев произведения показывает отношение к человеку-труженику в условиях тоталитарного государства. Писатель в рассказе ведет разговор начистоту, намеренно “укрупняет” явления и заостряет проблемы, чтобы читатель почувствовал “ожог правдой”. Наличие данного компонента обязательно в рецензии, создаваемой учеником выпускного класса. Он позволяет выпускнику продемонстрировать не только круг чтения, но и понимание особенностей литературного процесса в целом или же творчества отдельного писателя. Последний элемент композиции рецензии - привлечение внимания читателя к произведению, что является одной из задач речевого высказывания данного жанра. Собственно, реализации этой задачи подчинено все содержание рецензии, поэтому, на наш взгляд, школьник может обойтись без явного обращения к читателю своей рецензии (как и сделано в рассматриваемой нами рецензии). А что могло бы представлять собой такое речевое обращение? Приведем наш пример: К астафьевской прозе конца минувшего столетия и начала нынешнего можно относиться по-разному: можно ею восхищаться, а можно негодовать по ее поводу, но отрицать, что она “другая” (в ней новые темы, новые герои) и без нее представление о творчестве писателя, о современной русской литературе будет неполным, нельзя. Следует остановиться и на особенностях выражения оценки произведения. Нельзя отрицать отражения в ней эстетических вкусов рецензента, его субъективного восприятия, читательского пристрастия, что дает возможность отнести сочинение-рецензию к “личностным жанрам”. В таком случае оценка может быть эмоциональной (выражать душевные переживания автора, передавая их при помощи знаков препинания, порядка слов в предложении, различных грамматических конструкций - вопросительных и восклицательных предложений - и др.). Для того чтобы оценка (при ее эмоциональности) была максимально объективной, ее необходимо аргументировать. Именно аргументированная оценка является “жанрообразующим элементом рецензии”. Самый распространенный аргумент автора рецензии - использование “чужого слова”, что достаточно ярко проявилось в анализируемом сочинении. Мы рассмотрели структуру произведения, создаваемого в жанре рецензии. Разумеется, вопрос об особенностях этого жанра нуждается в дальнейшем исследовании, а методика развития речи требует от методистов, учителей-словесников определения эффективных приемов обучения учащихся созданию речевых высказываний разных жанров, в том числе и рецензии.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Рекомендации к сочинению по рассказу Астафьева «Пролетный гусь». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Астафьев > Рекомендации к сочинению по рассказу Астафьева «Пролетный гусь»
Виктор Астафьев

Виктор  Астафьев


Сочинение на тему Рекомендации к сочинению по рассказу Астафьева «Пролетный гусь», Астафьев