А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Александр Блок и Владимир Маяковский два великих русских - сочинение



Сравнивать их творчество нелегко, так как в идейном и стилевом отношении они очень сильно отличаются друг от друга Если Блок относился к символистам (представителям наиболее сильного литературного течения конца XIX—начала XX в.) и его творчество во многом основывалось на традициях золотого — пушкинского — века русской поэзии, то Маяковский принадлежал к кружку поэтов-футуристов, призывающих «сбросить Пушкина и Достоевского с парохода современности». У каждого из этих великих поэтов было свое понимание современности, истории и роли поэзии. Единственное, что их объединяет, — это горячая любовь к Родине. Образ Родины у Блока чрезвычайно сложен, многогранен и противоречив. Сам поэт говорил, что этой теме посвящает всю свою жизнь. Пьяная, богомольная, озорно смотрящая из-под женского платка, нищая — такова Россия Блока. И именно такой она дорога ему:

Да, и такой, моя Россия,
Ты всех краев дороже мне, —

признается поэт в стихотворении «Грешить бесстыдно, беспробудно...».
Поэт страстно любил свою страну, соединял ее судьбу со своей: «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..». Во многих его стихах о Родине мелькают женские образы: «Нет, не старческий лик и не постный под московским платочком цветным...» («Новая Америка»), «...плат узорный до бровей...», «...мгновенный взор из-под платка...».
Символ России во многих стихах Блока сводится к образу простой русской женщины. Отождествляя эти два образа, поэт как бы одушевлял само понятие «Россия», сближая так называемую патриотическую лирику с любовной. В стихотворении «Осенний день» он называет Россию своей женой:

О, нищая моя страна,
Что ты для сердца значишь?
О, бедная моя жена,
О чем ты горько плачешь?

Из всех русских поэтов только у Блока звучит такая трактовка темы любви к Отчизне. Страх, боль, тоска и любовь до безумия — в каждом слове, в каждой строчке.
Иногда к этой сложной гамме чувств присоединяются нотки «сверхъестественного». Так, таинственность, сложное переплетение реальности и мистики сквозят в строках самого замечательного, на мой взгляд, стихотворения Блока о Родине («Русь»):

Русь, опоясана реками
И дебрями окружена
С болотами и журавлями,
И с мутным взором колдуна...
...Где ведуны с ворожеями
Чаруют злаки на поляк,
]Л ведьмы тешатся с чертями
В дорожных снеговых столбах.

Россия Блока незыблема, неизменна. Но и ей нужны перемены, о которых говорится в стихотворении «Коршун» 1916 г.:

Идут века, шумит война,
Встает мятеж, горят деревни,
А ты все та ж, моя страна,
В красе заплаканной и древней —
Доколе матери тужить?
Доколе коршуну кружить?

«Коршуну кружить» оставалось уже недолго. Через год после написания стихотворения началась революция. Что ждет после нее несчастную Россию, какие пути-дороги перед ней откроются? Этого Блок точно не знал (хотя многое предвидел благодаря своей гениальной интуиции). Поэтому в его поэме «Двенадцать», прославляющей стихийную революционную бурю, которая захлестнет и поэта, ее герои, патруль из двенадцати человек, не видят, куда идут:

И вьюга пылит им в очи
Дни и ночи
Напролет...

Старый мир, к которому принадлежал Блок, был разрушен. Каким будет новый мир, поэт не мог представить. Будущее оказалось скрытым пеленой мрака и кровавой дымки. Поэзия — великая, истинная — никому теперь не нужна, стихов не слышно из-за стука шагов дозорных по мостовой, из-за частых выстрелов и революционных песен. Не случайно в поэме «Хорошо» Маяковский написал об этом времени:

Кругом
тонула
Россия Блока... Незнакомки,
дымки севера шли на дно,
как идут
обломки и жестянки
консервов.

Сам Маяковский тоже горячо любил Родину, но иначе, чем Блок. Любовь Блока как бы направлена в прошлое, Маяковский же говорил: Отечество

славлю,
которое есть, но трижды —
которое будет.

В отличие от Блока, он твердо знал, каким будет будущее страны — оно будет социалистическим и, конечно же, обязательно счастливым. В лирических сборниках Маяковского нет ни одного стихотворения, которое бы прославляло дореволюционную Россию. Он сам и вся ею поэзия устремлены в будущее. Современную ему Россию (точнее, Советский Союз) он беззаветно любил. В то время в стране жилось трудно, были голод и разруха, и Маяковский перенес вместе со своей страной и своим народом все тяготы и лишения:

Землю,
где воздух,
как сладкий морс, Бросишь
и мчишь, колеся, — но землю,
с которою
вместе мерз, вовек
разлюбить нельзя... Я


 
землю эту люблю. Можно забыть, где и когда пузы растил и зобы, но землю, с которой вдвоем голодал, — нельзя никогда забыть. Поэт побывал за рубежом, видел заграничную сытую и шикарную жизнь, но родная земля ему дороже: Я хотел бы жить и умереть в Париже, если б не было такой земли — Москва. Маяковский невероятно гордился тем, что живет в единственной на всем свете социалистической стране. В своих стихах он буквально кричал: «Читайте, завидуйте, я — гражданин Советского Союза!». И пусть от этого некоторым «скривляло ожогом рот», пусть у молодой советской страны было еще много врагов, Маяковский свято и искренне верил, что все трудности будут преодолены, навсегда исчезнут разруха, голод, войны, и настанет светлое коммунистическое будущее. Этой верой, подлинным оптимизмом проникнуты все его стихи о Родине. Мечтам поэта не суждено было осуществиться, но все же от этого его творчество не становится менее интересным для изучения и прочтения. В лирических произведениях двух величайших поэтов России — Блока и Маяковского — Россия предстает как дорогая и всем до боли знакомая отчизна, непостоянная, кипящая, рыдающая сквозь заливистый смех, вся устремленная в будущее и готовая в любой момент забыть о тяжелом прошлом, все поняв и всем простив. Основная часть творчества Александра Блока относится к дореволюционному периоду, времени полной дискредитации человеческих чувств. В этом мире все фальшиво и продажно: и дружба, и любовь, и сострадание... Единственным чистым чувством остается для Блока любовь к Родине. Только на нее может опереться истерзанная одиночеством, непониманием окружающих и фальшью чувств душа поэта. Путь Блока не прост и не гладок, но в судьбе и творчестве его чувствуется строгая логика образа России. Сам поэт писал: «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь... Ведь здесь — жизнь или смерть, счастье или погибель». Почти все, совершенное Блоком, было сделано во имя русской земли, во славу русского народа. Читаем ли мы его «Русь», «Россию» или другое какое-нибудь юношеское стихотворение, исполненное сыновней любви к родному краю, перед нами возникает образ страны со своей особой, неповторимой и возвышенной судьбой — историей. В поисках идеала и пути в будущее Блок обращается к прошлому России, к ее источникам. Сопоставлению прошлого и будущего родной земли посвящен цикл «На поле Куликовом». Именно в прошлом поэт ищет животворную силу, позволяющую Руси не бояться «тьмы — ночной и зарубежной», скрывающей ее путь. Пять стихотворений из цикла «На поле Куликовом», созданных в годы первой русской революции, говорили о том, что Блок умел чувствовать милую его сердцу Русь чутко и трепетно: Я вижу над Русью далеко Широкий и тихий пожар... Всего десять лет спустя новый пожар тысяча девятьсот семнадцатого года перевернул судьбу России. Однако не прошли бесследно для душевного равновесия поэта дни, когда лилась невинная кровь, а вокруг лежали разоренные разбоем земля и культура. Да и с Шахматовым, любимым местом всей семьи, было покончено: разграблена усадьба, сожжена бесценная библиотека. А в довершение всего Блок был арестован. Луначарский в письме ЦК к Ленину писал: «Поэт Александр Блок, в течение этих четырех лет державшийся вполне лояльно к Советской власти и написавший ряд сочинений, учтенных за границей как явно симпатизирующих октябрьской революции, в настоящее время заболел нервным расстройством». Нервным расстройством... И ни слова о смертельной болезни сердца, цинге, истощении, опухоли суставов. Ни слова о бескорыстной работе поэта в Наркомпросе. Характер чувства к России, ее восприятие менялись, но любовь к ней Блок пронес через всю жизнь. Эта любовь спасала его в страшные годы, когда, иссякая от внутреннего мрака и отчаяния, все же оставалась «путеводительным маяком», освещая дорогу и побуждая выполнять свой долг. И поэтому в стихотворении «Последнее напутствие» поэт говорит о том единственном, что выводит из «постылого «круга бытия». Это «единственное» — Россия. ...еще леса, поляны, И проселки, и шоссе, Наша русская дорога, Наши русские туманы, Наши шелесты в овсе. Блок создал особенный образ Родины. Это образ красавицы Женщины, возлюбленной невесты. Ее лик светел, «светел навсегда» , она хранит первоначальную чистоту души поэта. Это женщина с прекрасными чертами, «разбойной красотой», повязанная в «плат узорный до бровей». О, Русь моя! Жена моя! До боли Нам ясен долгий путь!.. И нет конца! Она никогда не пропадет и не сгинет, с нею «невозможное возможно», — она ведет на вечный бой, перед ней лежит долгий путь. Выхожу я в путь, открытый взорам, Ветер гнет упругие кусты, Битый камень лег по косогорам, Желтой глины скудные пласты. Разгулялась осень в мокрых долах, Обнажила кладбища земли, Но густых рябин в проезжих селах Красный цвет зареет издали. Вот оно, мое веселье, пляшет И звенит, звенит, в кустах пропав! И вдали, вдали призывно машет Твой узорный, твой цветной рукав. Необъятные просторы, песни ветровые, дороги дальние, тройки удалые, расхлябанные колеи, дали туманные, «неба осветленный край средь дымных пятен» — такова прекрасная, неповторимая блоковская Россия. Ее он любил, ждал для нее перемен, надеялся, что с приходом тысяча девятьсот семнадцатого года «свет одолеет тьму». Вся лирика Александра Блока — поэтический дневник жизни русского человека на рубеже двух веков.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Александр Блок и Владимир Маяковский два великих русских. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Блок > Александр Блок и Владимир Маяковский два великих русских
Александр Блок

 Александр  Блок


Сочинение на тему Александр Блок и Владимир Маяковский два великих русских, Блок