А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Блок > О поэтическом стиле Блока на примере поэмы «Анна Снегина»
О поэтическом стиле Блока на примере поэмы «Анна Снегина» - сочинение
При анализе поэзии Блока важно иметь в виду, что в арсенале изобразительно-выразительных средств, которыми пользуется поэт, особое место занимает метафора: «Метафорическое восприятие мира он сам признает за основное свойство истинного поэта, для которого романтическое преображение мира с помощью метафоры - не произвольная поэтическая игра, а подлинное прозрение в таинственную сущность жизни. Трудность восприятия поэзии Блока определяется не только тем, что метафора у него, как правило, не изображает предмет, а выражает эмоциональное отношение поэта к предмету, но и тем, что метафора Блока часто представляет собой катахрезу. Катахреза - это такой вид метафоры, который основан на логической несовместимости следующих друг за другом слов. В речи непоэтической катахреза воспринимается или как ошибка стиля, или как такой оборот, в котором одно из слов утратило свое первоначальное значение (красные чернила, стрелять из ружья, путешествовать по морю). Одна из жанрово-композиционных особенностей поэмы - слияние в единое целое эпического, лирического и драматического элементов. С точки зрения композиционной, поэма представляет собой монтаж отдельных сцен, раскрывающих и особенности времени, отраженного в поэме, и взаимоотношения действующих лиц, и их характеры. Поэма начинается и заканчивается воспоминаниями о ранней юности, о «девушке в белой накидке». Своеобразным вступлением в поэму является рассказ возницы о «мужицкой войне» между «радовцами» и «криушанами». Идейно-художественный центр поэмы - образ лирического героя, соединяющий все ее части-сцены в единое целое. Лирический герой выступает и как рассказчик, и как участник описываемых событий. Основу сюжета поэмы составляют не развитие событий (сквозного событийного действия в поэме нет), а переживания лирического героя, вызванные и этими событиями, и общением с родной природой, и воспоминаниями юности. Развитие сюжета начинается с возвращения героя в родные места после трехлетнего отсутствия. Свершилась Февральская революция, но война продолжается, землю крестьяне не получили. Назревают новые грозные события. Герой, не понимающий пока исторического смысла развертывающихся событий, хочет остаться в стороне от них - отдохнуть в общении с природой, в воспоминаниях юности. Но эмоциональный накал, с которым он переживает исторические события, ясно говорит о том, что нейтральная позиция в жизни не для него. Так, свое бегство с фронта в «радовские предместья» герой рассматривает как протест против войны - он бросил винтовку и «решил лишь в стихах воевать». Правительство Керенского ненавистно герою потому, что оно - за войну «до победы». В конце первой части в повествовании возникает романтический образ «девушки в белой накидке»: •И девушка в белой накидке •Сказала мне ласково: «Нет!» •Далекие, милые были. •Тот образ во мне не угас… •Мы все в эти годы любили •Но мало любили нас. •Иду я разросшимся садом, •Лицо задевает сирень: •Так мил моим вспыхнувшим взглядам •Состарившийся плетень. •Когда-то у той вон калитки Мне было шестнадцать лет, В воспоминаниях юности герою хотелось бы спрятаться от бурных революционных событий, но они властно тянут его к себе. Простудившись на охоте, герой заболел. И тут мельник привозит к нему Анну. Вспоминая юность, Анна почти прямо говорит о том, что любит его. Но признание Анны не вызывает у героя никакого душевного волнения, оно только будит воспоминания: •Мой мельник… •Ох, этот мельник! •С ума меня сводит он. •Устроил волынку, бездельник, •И бегает, как почтальон. •Сегодня опять с запиской, •Как будто бы кто-то влюблен: •«Придите, •Вы самый близкий. •С любовью •Оглоблин Прон». Так входит в поэму на правах близкого к герою человека Прон Оглоблин. Герой принимает Прона как единомышленника и вместе с ним едет к помещице Снегиной просить, чтобы она отдала мужикам землю без выкупа. Помещица никак не отозвалась на просьбу Прона и не поняла, что герой приехал к ней тоже просить землю для мужиков: •Как будто без мысли и слуха •Она принимала слова. •Потом в разговорную очередь •Спросила меня •Сквозь жуть:
•«А вы, вероятно, к дочери? •Присядьте… •Сейчас доложу…» Новая встреча героя с Анной должна была бы сблизить когда-то влюбленных людей, но она окончательно разъединяет их: •Теперь я отчетливо помню •Тех дней роковое кольцо. •Но было совсем не легко мне •Увидеть ее лицо. •Я понял - •Случилось горе, •И молча хотел помочь. •«Убили… Убили Борю… •Оставьте! •Уйдите прочь! •Вы - жалкий и низкий трусишка. •Он умер… •А вы вот здесь…» Эта сцена - поворотный момент в развитии переживаний лирического героя: конфликтная ситуация заставляет героя сделать выбор между Анной и Проном; оскорбление, нанесенное ему Анной, сближает его с Проном. II, как всегда, забыться, отвлечься от этих тяжелых переживаний герой стремится в общении с природой: Все лето провел я в охоте. Последняя часть поэмы начинается с описания суровых дней гражданской войны. И на этом фоне - два письма: от мельника о том, что деникинцами «расстрелян Оглоблин Прон», и из Лондона, от Анны Снегиной. Реакция героя на первое письмо - приезд в «радовские предместья». Второе письмо, переданное мельником как «подарок», не взволновало героя. Далекий образ Анны и на этот раз не вызывает у него никакого душевного волнения: «Письмо как письмо. Беспричинно. Я в жисть бы таких не писал». Но это письмо из Лондона дорого ему и воспоминаниями прежних лет, и тем, что для Анны, как и для него, все, что связано с Россией, слилось в один образ - образ Родины. Лирическая концовка поэмы, повторяющая начало повествования, знаменует не победу лирического над эпическим, как иногда утверждают, а снятие всех противоречий - и между героями, и в душевном мире каждого из них: чувство любви к Родине восторжествовало над всеми другими чувствами и переживаниями героев и сблизило их. Это чувство и возбудило в душе героя-рассказчика прилив «нежных чувств» и снова вызвало в воображении милый сердцу героя образ «девушки в белой накидке»: •Сказала мне ласково: «Нет!» •Далекие милые были!.. •Тот образ во мне не угас. •Мы все в эти годы любили, •Но, значит, Любили и нас. •Иду я разросшимся садом, •Лицо задевает сирень. •Так мил моим вспыхнувшим взглядам •Погорбившийся плетень. •Когда-то у той вон калитки •Мне было шестнадцать лет. •И девушка в белой накидке Таким образом, повествование о «суровых, грозных годах», о судьбах, о переживаниях героя-рассказчика завершается тем же лирическим воспоминанием, каким и началось. И этот кольцевой принцип композиции тоже объединяет отдельные части поэмы в нерасторжимое целое.

Читать новости:




Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Александр Блок

Александр  Блок


Сочинение на тему О поэтическом стиле Блока на примере поэмы «Анна Снегина», Блок



Больше всего просматривают

  1. Сочинение про войну
  2. Смысл названия Романа отцы и дети
  3. Сочинение на тему моя любимая фотография
  4. Сочинение 4 класс
  5. Анализ стихотворения Брюсова юному поэту
  6. Сочинение на тему космос
  7. Письмо маме
  8. Сочинение на тему эссе
  9. Описание мамы
  10. Сочинение на тему телевидение
  11. Сочинение аленушка
  12. Любовь сочинение
  13. Сочинение на тему весна
  14. Что такое счастье сочинение?
  15. Образ Тараса бульбы
  16. Образ Карла 12 в поэме Полтава
  17. Образ Воланда
  18. Сочинение золотая рыбка
  19. Дом моей мечты сочинение
  20. Сочинение как степа дрова колет
  Катахреза в творчестве БлокаМобильная версия

Анализ стихотворения Брюсова юному поэту В здоровом теле здоровый дух сочинение Дубровский сочинение