А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Война и мир > Эпическая широта один из главных признаков «Войны и мира»
Эпическая широта один из главных признаков «Войны и мира» - сочинение
Суть замысла сводилась к тому, чтобы «захватить всё». Эпическая широта - один из главных признаков «Войны и мира». Художнику было особенно важно сказать всё - не обо всем понемногу, а именно всё. Главный герой «Войны и мира» - не отдельное лицо, а масса лиц, не «я», а «мы» - да, мы, какими мы были, какими бываем в героические эпохи нашей истории. И характерно, что сложный душевный мир князя Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой раскрывается и проясняется в среде солдат, крестьян, дворовых людей - в среде, казалось бы, бесконечно далекой и чуждой для них, отделенных от народа воспитанием, богатством и знатностью.

Этот эпический, составляющийся из множества отдельных характеров, портретов и типов образ народа, собственно, и превращает роман в эпос, в повествование с открытым финалом (у жизни народа, человечества нет конца), без той развязки, с которой «уничтожается интерес». Образ этот является художественным открытием Льва Толстого.

Для самого Толстого смысл работы над «Войной и миром» заключался в исследовании жизни, в попытке, идя вглубь, «докопаться» до ее начал, до таинственных сил, определяющих и направляющих ее течение. Тут искусство соприкасалось с историей и философией, тут возникали проблемы, подвластные, казалось бы, одной только науке. Но наука, как убедился Толстой, перечитавший в пору работы над своей книгой десятки исторических и философских сочинений на французском, английском, немецком и русском языках, не задумывалась над этими проблемами или же ставила их неправильно, принимая второстепенное и частное за основное. Толстой стремился к целостному отображению истории и жизни, где в неисчислимом множестве случайностей, в бесконечной путанице житейских мелочей, из которых и состоят реальные человеческие отношения (неважные и неинтересные на взгляд историка или философа), созидались характеры и судьбы народов, как и характеры отдельных людей, в частности людей, изучавших историю.

Ученые отмечали (и до сих пор отмечают) «исторические ошибки», допущенные Толстым в его повествовании, например в главах, посвященных Наполеону. В действительности Наполеон был не таким, как описал его Толстой, исторического сходства нет, портрет слишком отличается от оригинала - вот смысл этой исторической критики. Но, не говоря уже о понятном различии между реальным лицом и художественным обобщением (Наполеон - император Франции и Наполеон - персонаж «Войны и мира» - понятия все-таки разные), нужно учитывать, что Толстой и не стремился к тому, чтобы создать портрет Наполеона. В определенном смысле Наполеон - «никто, как и всякое лицо романиста, а не писателя личностей или мемуаров. Я бы стыдился печататься, ежели бы весь мой труд состоял в том, чтобы списать портрет, разузнать, запомнить». Так понимал вещи Толстой, которого интересовало не то, каким Наполеон был, и даже не то, каким он казался современникам, по лишь то, каким он оказался, в конце концов, в итоге всех его войн и походов.

В той громадной движущейся картине, которая стояла перед глазами Толстого, в том психологическом пространстве, где ежеминутно действуют миллионы сил, а история следует в итоге - как результат их стихийного взаимодействия, Наполеон вовсе не был главной силой. Он был частностью, он был, как это ни парадоксально, лицом почти комедийным. В то время как он единодержавно, по собственной воле перекраивал судьбы народов и царств и все в мире, казалось ему, вершилось по воле его, все поддерживало его в этом заблуждении всемогущества, - жизнь шла своим чередом, и ей не было ни малейшего дела до замыслов императора, до планов и дислокаций его генерального штаба. Толстой не боится сравнивать «всесильного» Наполеона с мальчиком, который, сидя в карете и держась за тесемочки, воображает, что он правит каретой. Сопоставляя исторические и мемуарные источники, Толстой шаг за шагом открывал истину, внимательно вглядываясь в ненужные «истории-науке» психологические черты. Истинность его художественных открытий многократно подтвердилась в XX веке, когда новые историки (в том числе французские) находили все новые подлинные свидетельства отсутствия полководческого искусства Наполеона (главная роль в военных делах принадлежала начальнику штаба маршалу Бертье), его бессмысленной жестокости, показного величия и внутреннего ничтожества. Создатель «Войны и мира» очень дорожил открытой им истиной. Когда много лет спустя писатель А. И. Эртель спросил его (в письме 1890 г.) о Наполеоне, Толстой ответил: «Да, я не изменил своего взгляда и даже скажу, что очень дорожу им. Светлых сторон, не найдете, нельзя найти, пока не исчерпаются все темные, страшные, которые представляет это лицо. Самый драгоценный материл - это записки доктора о нем (Вышедшая в 1822 году в Лондоне книга Меара «Наполеон в изгнании, или Голос со Св. Елены».). Как ни раздувают они его величие, жалкая толстая фигура с брюхом, в шляпе, шляющаяся по острову и живущая только воспоминаниями своего бывшего величия, поразительно жалка и гадка. Меня страшно волновало всегда это чтение, и я очень жалею, что не пришлось коснуться этого периода жизни. Эти последние годы его жизни, где он играет в величие и сам видит, что не выходит, и в которые он оказывается совершенным нравственным банкротом, и смерть его это должно быть очень важной и большой частью его жизнеописания».




Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Война и мир

Война и мир


Сочинение на тему Эпическая широта один из главных признаков «Войны и мира», Война и мир



Больше всего просматривают

  1. Сочинение на тему моя семья
  2. Мастер и Маргарита сочинение
  3. Сочинение на тему мама
  4. Сочинение про маму
  5. Сочинение на тему война и мир
  6. Печорин герой своего времени сочинение
  7. В чем смысл жизни сочинение
  8. Образ аси в повести Тургенева
  9. Сочинение по рассказу после бала
  10. Антисочинение ру
  11. Сочинение на тему тихий Дон
  12. Сочинение на тему зимние каникулы
  13. Дом моей мечты сочинение
  14. Женские образы в романе тихий Дон
  15. Сочинение о войне
  16. Сочинение герой нашего времени
  17. Сочинение на тему мцыри
  18. Описание внешности человека сочинение
  19. Сочинение левша
  20. Краткое содержание Том 1 часть 3
  Война и мир главный сочинение