А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Гобсек > Образ Гобсека типичное явление того времени
Образ Гобсека типичное явление того времени - сочинение
Повесть «Гобсек» входит в состав первого раздела «Человеческой комедии» («Этюды об обычаях»), в которой Бальзак создал галерею самых типичных образов своих современников разного социального статуса и разных профессий. Повести «Гобсек», как и всем произведениям великого романиста, присуща многоплановость. Это дает возможность писателю в пределах небольшого произведения как можно шире и как можно глубже охватить изображаемую действительность, показать проявления страшной власти денег в разных слоях буржуазного мира. Эта безобразную власть с исключительной силой и правдивостью раскрыта в отношениях старого ростовщика Гобсека и его многочисленных жертв, которые напрасно спорят с ним, стараются даже кричать, чтобы потом замолкнуть, как в конце концов умолкает зарезанная на кухне утка. Великий реалист, Бальзак изображает и мир, и человека в действии, в движении, в динамике. Имя центрального персонажа этого произведения - ростовщика Гобсека - стало нарицательным. Но именно в его образе О. Бальзак не только изобразил типичного ростовщика, а ярко воссоздал особый психологический тип человека, который живет лишь одной страстью - корыстолюбием в чистом виде. Деньги - вот единственная цель, единственная любовь Гобсека. В одном из черновых вариантов повести Гобсек был чуть ли не образцом доброты и сердечности. Но писатель понял, что пасмурная буржуазная действительность не знает добродетельных ростовщиков, и переработал произведение. Характерно, что именно тогда, когда повесть стала жизненно правдивой, буржуазная критика подняла шум, якобы Гобсек, который дошел до маразма, - просто выдумка Бальзака. Но в том и заключается сила великого реалиста, что даже изображая исключительные явления, он убедительно доказывает: они - неминуемое следствие законов буржуазного мира. В образе Гобсека обобщены черты частнособственнической психологии, доведенные до логического завершения (хотя почти абсурдные с точки зрения нормального человека). Вот жизненная философия Гобсека: «Что может удовлетворить наше «я», наше тщеславие? Золото! Потоки золота. Чтобы удовлетворить наши прихоти требуется время, нужны материальные возможности и усилия. В золоте все это есть в зародыше, и оно на самом деле дает все». Для Гобсека не существует никаких удовлетворений, кроме осознания наличия своего богатства. Когда-то дерзкий, жестокий корсар и работорговец Гобсек, став ростовщиком, превратился в тихого, внешне совсем не примечательного человечка, хотя на самом деле был тайным властителем буржуазного Парижа. Гобсек фанатически любит золото. «В золоте воплощены все человеческие силы… - говорит он. - А жизнь? Разве это не машина, которую приводят в движение деньги?.. Золото - вот духовная суть настоящего общества». Гобсек знает весь Париж. Он пристально следит за богатыми семьями, чтобы в критический для них момент коршуном упасть на их богатство. Были ли у него другие черты? Из-за яркости главной черты, его жизненного сверхзадания, их почти незаметно. «Это был человек-автомат, который каждый день заводили», - пишет о нем Бальзак.
Гобсек - этот ходячий вексель - человек незаурядного ума. Он ловкий, бесстрашный и даже способен делать философские обобщения относительно природы общества, анализировать его движущие силы. Знает он и психологию людей. Чтобы сделать вывод о всевластности золота и создать собственную философию, тоже нужно уметь мыслить. Итак, он умный человек, но его страсть оказывается сильнее, чем ум. Власть золота, о которой он столько твердил, делает своей жертвой самого Гобсека, он сам себе создает ловушку. Осознав силу денег в обществе, где кипит неугасимая «борьба между бедными и богатыми», Гобсек приходит к выводу, что лучше давить самому, чем терпеть притеснения других, и, завязываю петлю на мешке с золотом, ощущает себя настоящим властителем мира. Этот своеобразный философ вырастает в глазах честного адвоката Дервиля в романтизированный символ власти золота. Но Бальзак-Реалист снимает с него романтический ореол, показывая, что жадность накопления приводит к потере здравого смысла. Что может быть абсурднее смерти от голода посреди бесчисленного богатства? Но вопреки абсурдности, смерть главного героя является логичной: Гобсека убивает собственная же идея о всевластности золота и его непревзойденная самоценность. Он настолько боялся потерять свое богатство, что уничтожил его в физическом понимании: дорогие ткани, посуда, картины - все испортилось, так как было закрыто в каморке и этим богатством ни один человек не пользовался. Этот намеренный внешний абсурд - естественное завершение подобного отношения к жизни. Сурово и безжалостно осуждает Бальзак жажду накопления и собственно процесс обогащение человека. Ни Гобсеку, ни другим золото не приносит счастья. И пусть образ Гобсека - предельный случай, он свидетельствует, к чему приводит путь корыстолюбия. «Есть ли у этого человека Бог?» - риторически спрашивает другой герой произведения - Дервиль. Да, есть: это Мамона, иначе говоря - деньги. Служению этому идолу подчинена жизнь Гобсека. Автор знакомит читателя с жизнью многих других персонажей, наделяя каждого четкой не только психологической, но и социальной характеристикой, т.е. предоставляя им черты, присущие целым социальным группам общества. В повести развернута галерея социальных портретов: аристократы разного сорта - от респектабельной семьи Гранлье до великосветского бандита Максима де Трая и ростовщиков Жигонне и Вербруста, которые готовы, как и Гобсек, поживиться там, где пахнет жареным. Есть, в конце концов, и люди из народа - трудолюбивая Фанни и сам Дервиль, выходец из буржуазной мелкой среды. Все симпатии писателя на стороне этих последних, о чем свидетельствует красноречивое сопоставление: с одной стороны - трудолюбивая и чистая Фанни и ее муж Дервиль - честный труженик, лишенный мелочных предрассудков и фальшивого самолюбия, а с другой - блестящая красавица, графиня Анастази Ресто, которая разоряет своего мужа и детей ради любовника - духовного урода с ангельским лицом. История семьи Ресто иллюстрирует ужасную силу денег, которые уничтожают родственные связи и побуждают к преступлениям: графиня, будто воровка, рыскает в бумагах умершего мужа, тело которого еще не остыло. Обычаи семьи Ресто типичны для французского общества времен Реставрации. Закономерности общественной жизни раскрываются в случае Гобсека, являющимся все же таки романтическим героем, который живет одной страстью: характер и поведение Гобсека крепко связаны с обстоятельствами, - он лишь с большей мерой концентрации выражает типичное явление времени.

Читать новости:




Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Гобсек

Гобсек


Сочинение на тему Образ Гобсека типичное явление того времени, Гобсек



Больше всего просматривают

  1. Сочинение о маме
  2. Сочинение на тему мой лучший друг
  3. Сочинение на тему мама
  4. Сочинение про березу
  5. Детство сочинение
  6. Образ Чичикова
  7. Сочинение про войну
  8. Смысл названия Романа отцы и дети
  9. Заметка в газету по русскому языку
  10. Сочинение по рассказу пенсне
  11. Сочинение на тему космос
  12. Письмо маме
  13. Поиски правды на дне
  14. Описание мамы
  15. Что я ценю в людях сочинение?
  16. Сочинение на тему телевидение
  17. Судьба человека главный герой
  18. Живое пламя сочинение
  19. Сочинение рассуждение на тему совесть
  20. Мое любимое время года сочинение
  Мобильная версия