А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Гоголь > Свидетельство многогранности таланта Николая Гоголя
Свидетельство многогранности таланта Николая Гоголя - сочинение
В основе многих сюжетов Гоголя, как правило, лежит анекдотическая ситуация, бессмысленный случай или какое-то неординарное событие, осмысление которых в произведениях писателя становится не только мастерской интерпретацией типичных картин жизни с типичными характерами, которые приобретают и символическое значение, и мистическое, скрытое содержание: гоголевский реализм выходит далеко за границы социального критицизма. Авантюризм Чичикова Павла Ивановича не был чем-то исключительным в государственно-крепостнической системе России, как и разного вида мошенничества в эпоху капитализма (банкротство Петьки Михайлова из комедии И. Карпенко-Карого “Хозяин” было липовым, и на него клюнул миллионер Пузырь с целью еще больше разбогатеть - вымогательство во имя вымогательства). Разные мошенничества со списками “ревизованных” крепостных были довольно распространенными и в 20-е и в 30-е годы XIX столетия. Случай, который становится импульсом для развития сюжета “Мертвых душ”, здесь лишь повод, который служит для раскрытия и социальных, и моральных причин глубокой духовной деградации. На заре деградации и упадка дворянских гнезд появлялись другие, еще более зловещие герои времени. Именно к ним и принадлежал Павел Иванович Чичиков - тип “нового” человека в “обновленной” России, в той России, где истинным хозяином жизни, вытесняя старую дворянскую аристократию, становился капитал, который нагло и нахраписто разрушал упроченные нормы, консерватизм бывшей деградирующей элиты, нес мораль беспринципного хищничества. Мерилом светской избранности, собственно идеалом времени становилось не происхождение, не интеллектуализм и талант, а миллион. О том, что поклонение мамонитов уничтожит цивилизацию, что оно закодировано в смертоносном дьявольском знаке, неоднократно подчеркивалось христианскими святыми. Вспоминается поучительный тезис о том, что “история русской интеллигенции - это история русской революции” (П. Струве). Революции, как правило, становились следствием вырождения элиты, изменяя при этом социально-этический, духовный вектор человеческой цивилизации на пути ее тотального покорения псевдобогами, собственно антиподами Христа. Не об этом ли говорил позднее в “Легенде о Великом Инквизиторе” из “Братьев Карамазовых” духовный наследник Николая Гоголя Федор Достоевский словами кардинала, который решил исправить учение Христа, проторяя путь для лжемессии. «И тогда уже мы и достроим их башню, ибо достроит тот, кто накормит, а накормим лишь мы, во имя твое, и солжем, что во имя твое…». В “Авторской исповеди” Гоголь вспоминал, что сюжетом этого произведения он был обязан Пушкину, который, находясь в ссылке в Кишиневе, услышал историю о мошеннике, скупающем у помещиков умерших крестьян с целью получить огромный заем за них в опекунском совете. Поэт рассказал об этом Гоголю. Тот в свою очередь спустя некоторое время взялся за написание эпопейного многопроблемного произведения, которое стало, чуть ли не главным делом жизни писателя: работа над поэмой в прозе продолжалась на протяжении семнадцати лет - с 1835-го года до конца жизни. Горькая судьба постигла второй том “Мертвых душ”: летом 1845 года автор сжег его, считая несовершенным, чтобы потом начать работу снова, а за две недели до смерти, которая случилась 21 февраля 1852 года, уничтожил и следующую рукопись своей хлопотливой работы (к нам дошли лишь частично уцелевших пять глав). Что побуждало сжечь работу, которой посвящено столько лет жизни, - остается загадкой. Говорят, что во время очередного душевного кризиса где-то в конце января 1852 года, предчувствуя близкую смерть, Гоголь встретился с протоиереем из Ржева Матвеем Константиновским, который якобы советовал уничтожить часть глав поэмы, считая их невосприимчивыми с точки зрения влияния на читателя. Но разговор писателя и его духовного отца оставался тайной. Однако незаконченное произведение великого писателя - произведение, на первый взгляд, сатирической направленности - является глубоким и полифоническим, исторически-философским для процветания, прежде всего “избранных”, для грядущей мировой олигархии, которая будет определять право других на жизнь. Не об этом ли скажет в “Легенде о Великом Инквизиторе” из “Братьев Карамазовых” Федор Достоевский устами кардинала, который решил “исправить” Христа и его подвиг?
В устах Великого Инквизитора заложена антихристианская парадигма мамонитов, тайных властителей мира - бывших и ныне сущих: “Получая от нас хлебы, их же руками добытые, берем у них, чтобы им же раздать, без всякого чуда, увидят, что не обратили мы камней в хлебы, но воистину более, чем самому хлебу, рады они будут потом, что получают его из рук наших”. Гоголь, как, кстати, и его наследник Достоевский, не был противником или апологетом какого-то конкретно социального порядка: проблемы, поставленные писателями в своих произведениях, прежде всего духовно-моральные. Однако, поднимая тему поклонения материального, а не духовного (что по сути и порождает разного рода преступления), писатели не могли не затронуть и проблему социальной деградации общества как следствия служения мамоне. В “Мертвых душах” (название, которого вытекает из сюжетного импульса - купли умерших, становится метафорической: человеческие души, попадая в дьявольские соблазны, становятся мертвыми при физическом прозябании на земле) светское общество склоняется перед культом богатства. Услышав о загадочных миллионах Чичикова, все губернское чиновничество и дворянство потянулось к нему. Но лишь следовало усомниться в злосчастных богатствах этого человека-загадки, как светский обыватель отшатнулся от него. Так автор по-своему психологически мотивирует моральную и духовную сущность деградирующей элиты, общества в общем, когда на смену ограниченности, духовному убожеству и пошлости приходят беспринципная подлость и цинизм. Классическая гоголевская фраза “Скучно на этом свете, господа!” уступила другой: “Соотечественники! Страшно!”. Кризис общества, государственно-политической системы взаимосвязанный с кризисом элиты - прежде всего морально-духовный. В “Мертвых душах” перед нами проходит галерея образов господствующей прослойки, сатирическое воспроизведение которой контрастирует с внутренним состоянием авторской души, наполненной любовью к родной земле, к своему народу, поэтически неповторимо воспетому с его сакральным триединством в лирических отступлениях: Русь-тройка, которая несется в будущее (перед ней и должен держать отчет современник - и перед потомками, и перед Небом), выступает как пророческая метафора - свидетельство величия писателя как национального, так и мирового.

Читать новости:




Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Николай Васильевич Гоголь

Николай Васильевич Гоголь


Сочинение на тему Свидетельство многогранности таланта Николая Гоголя, Гоголь



Больше всего просматривают

  1. Моя семья сочинение
  2. Сочинение на тему капитанская дочка
  3. В чем смысл жизни сочинение
  4. Сочинение на тему мама
  5. Детство сочинение
  6. Сочинение про войну
  7. Смысл названия Романа отцы и дети
  8. Сочинение на тему моя любимая фотография
  9. Сочинение про друга
  10. Сочинение о животных
  11. Анализ стихотворения Гумилева
  12. Судьба человека главный герой
  13. Живое пламя сочинение
  14. Образ Катерины в пьесе гроза
  15. Моя будущая профессия
  16. Сочинение на тему описание местности
  17. Любовь сочинение
  18. Сочинение на тему весна
  19. Горе от ума сочинение
  20. Сочинение на тему гроза
  Мобильная версия