А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Социально историческое и общечеловеческое в героях Н В Гоголя - сочинение









Произведения Гоголя охватывают период 40-х годов XIX века. Этовремя разгула бюрократии и чиновничьего аппарата в благоприятных дляэтого условиях русской действительности. Кроме того, это время беспощадной эксплуатации народа, угнетенного и бесправного, живущего подгнетом крепостного права. Гоголь - великий писатель своего времени. Он первый в русскойлитературе попытался сатирически изобразить чиновников, подхалимов ихитрецов, приспособившихся добывать деньги за счет глупости других. Гоголь написал много произведений, в которых тема разоблачениявзяточников, подхалимов, низкопоклонников стала центральной. Это поэма"Мертвые души", в которой писатель высмеял общество помещиков-крепостников, чиновников-бюрократов; комедия "Ревизор", повести "Нос" и "Шинель", показывающие глупость людей, управляющих государством. Социально-исторические черты присущи всем героям Гоголя. Существовавшая социальная действительность наложила глубокий отпечатокна характеры и взгляды людей того времени. Это можно показать на примере любого произведения Гоголя. Возьмем, например, "Мертвые души". Вэтом произведении выведена целая галерея моральных уродов, типажей,ставших нарицательными именами. Гоголь последовательно изображает помещиков, чиновников и главного героя поэмы дельца Чичикова. Остановимся подробнее на типах помещиков. Все они являются эксплуататорами, высасывающими кровь из крепостных крестьян. Но пять портретов, выведенных в произведении, все-таки отличаются друг от друга. Всем им присущине только социально-исторические, но и общечеловеческие черты и пороки. Например, Манилов. Он не просто глупый мечтатель, ничего не делающий, не желающий трудиться. Все его занятия состоят из выколачиванияпепла из трубок на подоконник или в беспочвенных прожектах о мосте через пруд, да о купеческих лавках, в которых будет продаваться всякаяснедь для крестьян. Образ Манилова является находкой Гоголя. В русскойлитературе он найдет продолжение в творчестве Гончарова. Кстати, какобраз Манилова, так и образ Обломова стал нарицательным. В другой главе появляется "дубинноголовая" Коробочка. Но этотобраз не так уж и однобок, как принято писать о нем в критике. Настасья Петровна - женщина добрая, гостеприимная (ведь Чичиков попадаетк ней ночью, сбившись с дороги), хлебосольная. Она не так тупа, какпринято о ней думать. Вся ее "тупость" проистекает оттого, что она боится продешевить, продать "мертвые души" себе в убыток. Она скорее морочит Чичикова. Но тот факт, что она практически и не удивляется предложению Чичикова, говорит о ее беспринципности, а не о тупости. Говоря о помещиках, нельзя не вспомнить еще одну черту, порожденную строем, - это жажда накопительства, наживы и глубокая рассчетливость во всех предпринимаемых делах. Таков Собакевич. Это человек,бесспорно, хитрый и умный, ведь он первый из помещиков понял, зачемЧичиков скупает мертвые души. Понял и надул, подсунув в списки умершихкрестьян женское имя Елизавета Воробей, которое он написал через "ер".Но жажда накопительства приводит к своей абсолютной противоположности- к нищете. Мы это видим в Плюшкине, вечном образе Скупого. Плюшкинпревратился в животное, утратил даже свой пол (Чичиков даже принимаетего за женщину), стал "прорехой на человечестве". Бюрократизм и самодержавие способствуют появлению в Россиидельцов, подобных Чичикову, готовых идти к своей цели по головам других, более слабых людей, идти к цели, расталкивая других локтями.Подтверждением этому служит история жизни Чичикова: сначала он "надул"своего учителя, потом повытчика, затем своего товарища-таможенника.Здесь Гоголь показывает, что страсть наживы убивает в человеке все человеческое, растлевает его, омертвляет его душу. В комедии "Ревизор" перед нами та же глупость, трусость, непорядочность героев. Главный герой Хлестаков - олицетворение душевнойпустоты, фанфаронства, глупости. Он похож на пустой сосуд, которыйможно наполнить, чем угодно. Именно поэтому чиновники уездного городаН принимают его за важную персону. Они хотят видеть в нем ревизора, ион ведет себя так, как по их понятиям должен вести себя ревизор-взяточник. В образе Хлестакова Гоголь высмеивает душевную пустоту, хвастовство, стремление выдать желаемое за действительное. В произведениях Гоголя, как мы видим, показаны не только социально-исторические типы людей, но и общечеловеческие пороки: пустота,глупость, жадность, стремление к наживе. Герои Гоголя бессмертны, потому что бессмертны человеческие пороки.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Социально историческое и общечеловеческое в героях Н В Гоголя. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Гоголь > Социально историческое и общечеловеческое в героях Н В Гоголя
Николай Васильевич Гоголь

Николай Васильевич Гоголь


Сочинение на тему Социально историческое и общечеловеческое в героях Н В Гоголя, Гоголь