А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Господа Головлевы > Роман Салтыкова Щедрина "Господа Головлевы" — суровый приговор крепостничеству
Роман Салтыкова Щедрина "Господа Головлевы" — суровый приговор крепостничеству - сочинение
В своём выдающемся романе "Господа Головлёвы" – Салтыков-Щедрин изобразил историю морального опошления и вымирания семейства помещиков Головлевых. Семейство явилось собирательным художественным образом, в котором автор обобщил все типичные черти быта, нравов, психологии помещиков накануне отмены крепостного права и после нее. Члены семьи постоянно враждуют между собой, постоянно ругаются из-за наследства. Слова "балбес, изверг, мерзавец, подлец, негодяй" были обычными в этом семействе. В чем же дело? Может быть, их жизнь полна тягот и лишений, поэтому они так ожесточились? Ничуть не бывало. Дом — полная чаша. Арина Петровна — глава семейства, всю свою жизнь положившая на округление владений. Эта властная женщина в течение длительного времени единолично управляла обширным головлевским имением и благодаря своей энергии сумела удесятерить свое состояние. Страсть к накоплению взяли в Арине Петровне верх над материнскими чувствами. Например, ее реакцию на смерть дочери Салтыков-Щедрин показывает как чувство недовольства, прежде всего тем, что покойница оставила ей "своих двух щенков". Таково отношение Арины Петровны к собственной дочери и внучкам. Не лучше она относится и к сыновьям, поощряя их к лицемерию, наушничанью ради "лучшего куска на блюде". Дети разделялись на "любимчиков" и "постылых". Меняя любимчиков и развращая их таким отношением, мать заглушала их естественные чувства любви к родителям. Физическое наказание детей было обычным явлением в этой семье. И все это делается ради семейного благополучия, то есть для этих же детей, которых Арина Петровна изуродовала своим воспитанием. Совершенно забит и ушёл в себя "Пашка-тихоня", прожил купленный ему матерью дом в Москве и влачит жалкое существование "Степка - балбес, постылый сын"; "на кислом молоке и попорченной солонине" воспитываются сиротки-внучки. Таковы предварительные итоги помещичьего воспитания. От главы к главе рисует Салтыков-Щедрин картины тирании, нравственного увечья, следующие одна за другой смерти членов головлевского семейства. Запертый в душной и грязной комнате, лишенный даже одежды и еды, спился в одиночестве Степка-балбес. Умер Павел, имением которого тотчас завладел Иудушка Головлев. Трагически сложилась жизнь наследников Арины, чье изуродованное детство и юность толкнули их на путь разврата и гибели. В конце жизни перед Ариной Петровной предстают итоги ее деятельности, которая была подчинена бессердечному стяжательству и формированию "извергов".
Самый страшный из них — Порфирий, еще в детстве прозванный в семье Иудушкой. Деспотическая обстановка в семье привела к тому, что Порфиша научился прикидываться ласковым сынком, заискивал перед матерью, лебезил, показывал, что он — "весь послушание и преданность". Притворная почтительность как способ получения лучшего куска или избежания наказания — это способ, который, все более развиваясь в дальнейшем, сделал Иудушку лицемером. Черты стяжательства развились в нем до предела. Он стал владельцем Головлева, овладел имением брата Павла, прибрал к рукам все капиталы матери, обрек эту когда-то грозную и властную хозяйку головлевской семьи на одиночество и умирание и сам сделался властелином всех головлевских богатств. Писатель неоднократно повторяет сравнение Иудушки с пауком, сосущим кровь своих жертв. Иудушка — садист, он находит в страданиях других наслаждение. Его нравственное оскудение так велико, что без малейшего содрогания, прикрывая ласковыми речами свое истинное "Я", Иудушка обрекает на гибель поочередно каждого из троих своих сыновей — Владимира, Петра и младенца Володьку. Иудушка — пустослов. Он "зудил, надоедал, тиранил" своими речами окружающих. Он может словами, как говорит о нем один крестьянин, "сгноить человека". Но запас его слов определяется запросами паука - помещика и поэтому крайне беден. По определению Салтыкова Щедрина, Иудушка не просто говорит, а источает "массы словесного гноя". Свои злодейства Иудушка совершает как самые обычные дела, "потихонечку до полегонечку", а что самое ужасное — "по закону". Так писатель показывал защищенность Иудушки-кровопийцы законами власти и религии. Ведь он с большим искусством пользовался такими прописными истинами, как почитание семьи, религии и закона. И хотя все считают его кровопийцей, и с полным на то правом, он может возразить тем, что юридически все им соблюдается правильно. Писатель показал в лице Иудушки человека ничтожного, скудоумного, никчемного. И вместе с тем, это олицетворение ничтожества держит в подчинении и страхе окружающих, доводит их до гибели, и происходит это потому, что ничтожество Иудушки и ему подобных опирается на крепостническую мораль, на закон и религию. Этот роман, который и читается порой с омерзением, гениальное произведение Салтыкова-Щедрина – суровый приговор крепостничеству. Автор во всём ужасе показал развращающее влияние собственности и паразитизма на человеческий характер и показал неизбежность нравственного и физического разрушения паразитической личности. В романе с огромной обличительной силой раскрыты все пороки общества, порожденные в России господством помещиков.

Читать новости:




Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Господа Головлевы

Господа Головлевы


Сочинение на тему Роман Салтыкова Щедрина "Господа Головлевы" — суровый приговор крепостничеству, Господа Головлевы



Больше всего просматривают

  1. Сочинение о маме
  2. Сочинение на тему мой лучший друг
  3. На поле куликовом Блок анализ
  4. Описание внешности человека сочинение
  5. Анализ стихотворения Брюсова юному поэту
  6. Сочинение на тему космос
  7. Письмо маме
  8. Сочинение на тему эссе
  9. Описание мамы
  10. Сочинение на тему телевидение
  11. Сочинение аленушка
  12. Сочинение на тему отцы и дети
  13. Сочинение про музыку
  14. Сочинение рассуждение на тему совесть
  15. Сочинение про маму
  16. Образ Карла 12 в поэме Полтава
  17. Образ Воланда