А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Роль композиции в раскрытии идейного содержания поэмы А А Блока "Двенадцать" - сочинение

Как мы понимаем идею художественного произведения? Ведь ни один автор не высказывает ее напрямую, как, например, в публицистике. Понять то, что хотел сказать автор, помогает весь строй художественного произведения: и система образов, и развитие сюжета, и, конечно, композиция. Мы попробуем доказать это на примере поэмы А. Блока "Двенадцать" .
    Одним из композиционных приемов, которые использует А. Блок, является совмещение реального и символического планов. Так, например, образ ветра. С одной стороны, ветер как примета зимы 1918 года, а с другой стороны, "ветер веселый" олицетворяет собой революцию, которую А. Блок воспринимал как стихию. Приведем еще один пример. Известно, что отряды, патрулировавшие Петроград 1918 года, состояли из двенадцати человек. В то же время число "двенадцать" отсылает нас к библейскому сюжету о двенадцати апостолах. Поэтому можно говорить о том, что двенадцать красногвардейцев в поэме -- это не только историческая примета времени, но и образ глубоко символичный.
    Еще один художественный прием -- кольцевая композиция поэмы. Поэма состоит из двенадцати глав, что также не случайно.
    I и XII главы соотнесены между собой. ВI главе происходит I сужение реального пространства. Сначала это весь мир:
    Ветер, ветер --
    На всем божьем свете!
    Но постепенно появляются здания, социальные приметы времени (лозунг "Вся власть Учредительному Собранию"), наконец, отдельные прохожие: старушка, "буржуй на перекрестке", "товарищ поп" и другие. Канат между зданиями как бы стягивает реальное пространство.
    В последней же главе происходит обратный процесс: пространство начинает расширяться. Причем расширяется не только реальное пространство (из-за вьюги пропадают очертания домов, конкретные детали, характеризующие город), но и символическое. На наших глазах паршивый пес превращается в символ старого мира:

    Отвяжись ты, шелудивый,
    Я штыком пощекочу!
    Старый мир, как пес паршивый,
    Провались -- поколочу!
    Действие остальных глав заключено в строгие рамки городских улиц: патруль из двенадцати человек идет по Петрограду.

    А. Блок прибегает к сужению пространства, чтобы как можно более полно и объемно показать ту жизнь, которой живет страна после революции.
    Расширение же символического пространства автор использует, чтобы событиям, происходящим во внутренних главах, придать вселенский масштаб, а также ввести образ Христа, с которым связана главная идея поэмы: революция воспринимается А. Блоком как дверь в светлое будущее.
    В мировой литературе образ Христа является воплощением чистоты, добра, гуманности. Поэтому мы можем рассматривать заключительную сцену как раскрывающую антитезу, данную в I главе ("Черный ветер. Белый снег"):
    ...Так идут державным шагом --



 
Позади -- голодный пес, Впереди -- с кровавым флагом, И за вьюгой невидим, И от пули невредим... В белом венчике из роз -- Впереди -- Иисус Христос. Образ Христа является выражением того белого цвета, который мы заметили в самом начале произведения, воплощением светлого будущего, к которому, по мысли А. Блока, ведет революция. Но это будущее пока не видно за вьюгой, за беспорядком, хаосом революционных дней. Отряд -- это двенадцать апостолов революции. А голодный пес -- символ всего темного, что остается в старом мире, за дверью, за спинами этих солдат. Однако может озадачить кровавый флаг в руках Христа, не просто красный, а именно кровавый. Чтобы понять мысль А. Блока, нам опять-таки следует обратиться к композиции произведения. Композиционным центром поэмы являются VI и VII главы. В VI главе происходит убийство Катьки. Глава стилистически сумбурна: много возгласов, многоточий, но все перекрывает один призыв: Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг! А в VII главе мы видим раскаяние убийцы, появляется лирический мотив воспоминания, но в конце уже звучат залихватские крики: Эх, эх! Позабавиться не грех!.. Отмыкайте погреба -- Гуляет нынче голытьба! А. Блок показывает, что пролитие крови -- событие повседневное для того времени. Нельзя, конечно же, говорить, что автор одобряет пролитие крови. Христос, по мысли А. Блока, принимает на себя всю кровь, пролитую в эти дни, дни революции, поэтому у него в руках кровавый флаг. Еще один композиционный прием -- постоянно меняющийся размер стиха. Этот прием служит для того, чтобы точно передать хаос, царивший в это время в Петрограде. В поэме звучит и мотив марша ("Вперед, вперед, рабочий народ!"), и частушки ("Эх, эх, попляши! Больно ножки хороши!"), и романса ("Не слышно шуму городского..."), и панихиды ("Упокой, Господи, душу рабы твоея..."). В своей работе мы остановились лишь на тех композиционных приемах, которые, на наш взгляд, наиболее ярко выражают замысел автора. Но даже они убедительно доказывают, что композиция несет важную смысловую нагрузку и играет одну из главных ролей в раскрытии идейного содержания художественного произведения.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Роль композиции в раскрытии идейного содержания поэмы А А Блока "Двенадцать". Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Двенадцать > Роль композиции в раскрытии идейного содержания поэмы А А Блока "Двенадцать"
Двенадцать

Двенадцать


Сочинение на тему Роль композиции в раскрытии идейного содержания поэмы А А Блока "Двенадцать", Двенадцать