А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Державин > Оды Г Р Державина
Оды Г Р Державина - сочинение
Воспевание Екатерины составляет одну из центральных тем поэзии Державина, которому и современники, и критика более позднего времени недаром присвоили имя «певца Фелицы». В смешанном хвалебно-сатирическом жанре «Фелицы» с полной отчетливостью сказывается со- циальная позиция Державина — бедного дворянина. После екатерининской темы второй по значимости выступает тема неприязненно сатирического отношения к придворной знати, к «боярам». Степень этой неприязненности неодинакова, варьируется в зависимости от того, к какому из слоев высшей придворной знати приковано творческое внимание поэта: к временщикам, к «новой знати», представлявшей явление, в известной степени аналогичное социальной линии самого Державина, он относится в большинстве случаев без всякой злобы. С одной стороны, поэт иронизирует над «новой знатью», так как она ведет праздную и роскошную жизнь, но с другой стороны, Державин не против был бы видеть эту знать в качестве помощников императрицы в повседневных делах (хвалебные оды Г. Потемкину, А. Зубову и др.). А вот старая знать подверглась беспощадной иронии Державина. Связано это было с тем, что эта знать была приближена к трону не по каким-то своим личным заслугам, а только благодаря своему происхождению. В одной из своих записок, которую Державин, будучи уже министром юстиции, подал Сенату, он писал: «Порода есть только путь к преимуществам; запечатлевается же благородное происхождение воспитанием и заслугою». В соответствии с этим он громит в своих одах «князей мира», гордящуюся только гербами своих предков «позлащенную грязь», «жалких полубогов», «истуканов на троне». «Не ты, сидящий за кристаллом в кивоте, блещущий металлом, почтен здесь будешь мной, болван!» — энергично восклицает он в своей ранней оде «На знатность», вводя во второй ее, написанный двадцать лет спустя и опубликованный под новым названием «Вельможа», вариант знаменитые слова об «осле», который «останется ослом, хотя осыпь его звездами». «Собственному ее величества автору», умиленному и восторженному «певцу Фелицы», противостоит другой творческий аспект Державина — грозного и беспощадного «бича вельмож», как позднее назвал его А. С. Пушкин.
Предельной резкости и силы «бичующий» голос поэта достигает в особом, тематически примыкающем непосредственно к сатирическим одам жанре религиозно-обличительных од. В этих одах, представляющих по большей части переложения библейских псапмов, Державин с пафосом ветхозаветного пророка призывает небесные громы на «неправедных и злых» — «сильных» мира, «земных богов». «Боярским сынам», «дмящимся» «пышным древом предков дальних», Державин противопоставляет в своих сатирических одах истинную «подпору царства», «росское множество дворян», которое во время пугачевщины «спасло от расхищения» империю, «утвердило монаршу власть», а ныне «талантом, знаньем и умом» «дает примеры обществу», «пером, мечом, трудом, жезлом» служит его «пользе». Подобно этому, основной мотив «псалмов» Державина — противопоставление «сонму вельмож», «злым» земным «владыкам», некоего служителя «правды», «праведного судии», исполненного высокого сознания своего достоинства, равенства «царям», «сохраняющего законы», невзирая на лица, «на знатность». Самым ярким образцом од-псалмов Державина является его знаменитая ода «Властителям и судиям», над которой Державин работал в течение многих лет. Восстал Всевышний Бог, да судит Земных богов во сонме их. «Доколе, — рек, — доколь вам будет Щадить неправедных и злых?» «Ваш долг есть — охранять законы, На лица сильных не взирать, Без помощи, без обороны Сирот и вдов не оставлять. Ваш долг — спасать от бед невинных, Несчастным подавать покров; От сильных защищать бессильных, Исторгнуть бедных из оков». Ода дважды не могла быть напечатана по соображениям цензуры, а после напечатания навлекла на Державина гнев Екатерины и обвинение в том, что он пишет «якобинские стихи» (это же обвинение было повторено Екатериной в отношении оды «На взятие Варшавы», весь тираж которой был задержан пично императрицей и не мог появиться в свет). «Якобинизм» этих стихов на самом деле не выходит за пределы бурной внутриклассовой оппозиции выходца из дворянских низов высшей придворной знати, но воинствующая, восходящая с боем социальная линия Державина действительно находит здесь свое наиболее громкое выражение. В своих одах-псалмах, как и в некоторых сатирических одах, «певец царей» — Державин — впервые в русской литературе подымается до высоты подлинной гражданской поэзии. И недаром К. Рылеев, выводя Державина в своих «Думах» в ряду других «героев свободы», прямо уподобляет его гражданский пафос— «к общественному благу ревность» — пафосу своих современников-декабристов. Екатерина в борьбе различных слоев современного ей дворянства, частным выражением которой была борьба Державина с «боярами», занимала вообще несколько неопределенную позицию, а чаще всего и прямо становилась на сторону «вельмож». «Должно по всей справедливости признать, — писал в своих «Записках» сам Державин, — что она при всех гонениях сильных и многих неприятелей не лишала его своего покровительства и не давала, так сказать, задушить его; однако же и не давала торжествовать явно над ними оглаской его справедливости или особливою какою-либо доверенностью, которую она к прочим оказывала». Все это сказалось на дальнейшей судьбе в творчестве Державина образа Екатерины, являвшегося, как мы видели, одним из центральных образов его поэзии. Итак, начиная с восхваления императрицы, он пришел к опрощению ее образа, то есть нарушил ломоносовскую традицию хвалебных од. Конечно, такая перемена не могла не отразиться на Державине. Он уже не мог вернуться к прежнему жанру и писать хвалебные оды. Сам Державин говорил об этом так: «Несколько раз принимался, запираясь по неделе дома, но ничего написать не мог». Почему это произошло, поэт объяснял следующим образом: «Не мог воспламенить так своего духа, чтоб поддержать свой высокий прежний идеал, когда вблизи увидел подлинник человеческий с великими слабостями». После того как образ императрицы ушел из поэзии Державина, на смену ему пришли образы великих вождей и полководцев.

Читать новости:




Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Гаврила Державин

Гаврила  Державин


Сочинение на тему Оды Г Р Державина, Державин



Больше всего просматривают

  1. Сочинение о маме
  2. Моя будущая профессия
  3. Сочинение живое пламя
  4. Милосердие сочинение
  5. Сочинение на тему мама
  6. Сочинение про березу
  7. Пьеса двенадцать месяцев найти сравнения
  8. Сочинение на тему судьба Григория мелихова
  9. Мой учитель сочинение
  10. Сочинение миниатюра мой друг 4 класс
  11. Анализ стихотворения Блока Россия
  12. Сочинение о путешествии
  13. Сочинение на тему случай из жизни
  14. Сочинение на тему природа родного края
  15. Подвиг человека на войне сочинение
  16. Правда Луки
  17. Красота человеческих взаимоотношений
  18. Мои увлечения сочинение
  19. Сочинение охрана окружающей среды
  20. Что значит быть интеллигентным человеком?
  Державин о своих предкахМобильная версия

Анализ стихотворения Брюсова юному поэту В чем смысл жизни сочинение Милосердие сочинение Мой любимый журнал сочинение