А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Басня в мировой литературе - сочинение

Напомню интересную мысль знатока литературы академика Д. Лихачева: „нельзя быть слепым к красоте, глухим к слову и музыке, черствым к добру, беспамятным к прошлому. Читайте художественную литературу, понимайте ее… и будьте душевно богатыми”. В этом высказывании любой из нас ощутил дельный совет, дружескую установку, поучение. С такими размышлениями вы встречаетесь довольно часто: старшие вам советуют, поучают. Есть и в художественной литературе произведения, которые несут в себе явное, открытое поучение. Среди литературных произведений особой поучительностью отмечаются пословицы и басни. Басни чрезвычайно похожи на сказки о животных, поэтому имеют много общего с ними. Как и сказки, они прозаические и часть их может иметь зачин: “Жили себе мышь и жаба…”. Животные персонажи этих разных литературных жанров действуют и разговаривают, как люди. Тем не менее басням присущи и некоторые собственные жанровые признаки.

В них очень сжато рассказывается лишь об одном событии, поэтому они значительно короче сказок. Язык басни чаще всего простой, близкий к разговорному: слова и выражения подаются в их прямом непосредственном значении. Персонажи животных олицетворяют человеческие черты. В конце басен высказывается поучение как вывод из изображенного события. Этим басня близка к пословице. Итак, помним: в баснях животные персонажи всегда олицетворяют человеческие черты, а сказочные герои не всегда приобретают элементы олицетворения.

Художественная литература как вид словесного искусства достигает своими корням в далекое прошлое. Прадавний человек, щедро наделенный воображением и умом (помните, как выразительно об этом сказано в славянском мифе о Солнце?), имея  образцом действия Бога-Творца, сам занимался творчеством. Одни наши пращуры, склонные к научному типу мышления, создавали рассказы - мифы. Мифы были попыткой, объяснить создание мира, действия богов и героев. Другие предки, стараясь найти свое место в мире, выработать определенные нормы поведения, познать жизненные взаимоотношения, средствами художественной выразительности создавали песни, сказки, басни, пословицы и другие образцы словесного искусства, которые с годами стали называться - фольклор. Из глубины веков ведет свое начало басня.

По мнению ученых, басня - сверстница мифов. Это один из древнейших жанров литературы. Басня - очень популярный жанр. Начал составлять басни Эзоп, по его сюжетам было написано немало произведений другими авторами. Пусть с годами не теряется ваш интерес к басне, она будет вашей приятельницей, подругой, наставницей на достойные поступки. Пришло время каждому из нас ознакомиться с древнегреческим баснописцем Эзопом, имя которого в устах его современников звучало как Айсопос. Имя этого художника обвито легендами. Никаких достоверных сведений о нем нет. Зато существует много разных пересказов и легенд о жизни этого мудрого мастера слова, который жил  в далеком от нас VI ст. до н.э.

Был Эзоп рабом-невольником, по происхождению не грек - родом из Фригии - страны в Малой Азии. На вид он непривлекательный: непропорциональное тело, большая голова, горб на спине. Природа, не наделив красотой, дала ему неоценимое сокровище - ум и прекрасную душу. В одном античном выражении сказано: „Эзоп - раб, но мудрее свободных, некрасивый, но возвышается над красавцами”. Он был рабом, и имел свободную душу, достоинство, умел постоять за себя. Мудрый, он не насмехался над человеческой глупостью, а старался научить людей, сделать их умнее, заставлял каждый раз заглядывать в собственное сердце и критически отнестись к себе.



 
Ведь выдуманные им странные и интересные, умно и прозорливо обдуманные истории он передавал людям с какой-то приманкой для слуха. Совет, украшенный смехом, присущ настоящему мудрецу, каким и был Эзоп. По пересказам, Эзоп был рабом у невежды Ксанфа, который считал себя философом. Услышав от Эзопа какую-то в самом деле мудрую мысль, он присваивал ее себе и щеголял перед друзьями своей «ученостью». Как-то бахвал попал в ловушку: заявил своим собеседникам, что он, такой умный и всесильный, и может выпить море. Его поймали на слове и поспорили: если завтра утром не выпьет море, потеряет свое имение. Опомнившись, бахвал побежал домой, позвал Эзопа и начал умолять: * - Спасай меня! Проси за спасение все, что хочешь! - Обеднеть - это было самым страшным для Ксанфа. * - Я помогу, - промолвил Эзоп. - Скажешь… Но за это ты должен дать мне свободу. * Ксанф вынужден был согласиться. На утро, он пришел на берег моря, где собралась толпа, чтобы посмеяться над ним. Осмотрев присутствующих, Ксанф гордо сказал: * - Я выпью море, но для этого нужна чаша. Сделайте ее, перелейте воду из моря в чашу, и я докажу, что перед вами не болтун. Все были ошеломлены: Что ж говорить, Ксанф таки имеет ум! Ксанф такой философ! А настоящий философ баснописец Эзоп с торбой за плечами шел по дороге и дышал полной грудью, так как был уже свободен. Известно, что фольклор - непочатый источник народной мудрости. Объясните свое понимание такого выражения: „Эзоповы басни - казна сюжетов для мировой литературы”. Заключительное слово учителя. Басни Эзопа - основа для создания новых произведений, острием своим направленные против отрицательных сторон жизни. Баснописцев, разных по национальности, взглядам, временем жизни на земле, объединяет одно: они боролись за человека духовно величественного и совершенного.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Басня в мировой литературе. Поищите еще с сайта похожие.

Другие сочинения по зарубежной литературе

Другие сочинения по зарубежной литературе


Сочинение на тему Басня в мировой литературе, Другие сочинения по зарубежной литературе