А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Возникновение реализма в мировой литературе - сочинение

Возникновение реализма явилось одним из идеологических отражений величайшего прогрессивного переворота, пережитого человечеством в эпоху Возрождения. Реализм возникает в эпоху, когда человек осознает свою собственную ценность и суверенность, осознает, что он несет в себе деятельное творческое начало. Освобождение человека от пут средневекового аскетизма, раскрепощение его чувств, жажда земных наслаждений, стремление к объективному, научному познанию жизни, бурное кипение страстей явилось почвой реализма Шекспира и других писателей Возрождения.

Природа человека, его земные интересы и помыслы воспринимаются передовыми писателями Возрождения как источник и причина его поступков и стремлений. Внутреннему миру человека придается объективное, суверенное, независимое от небес значение. Это явилось подлинной революцией в литературе. Это и было рождение реализма как художественного метода изображения жизни.

Основой трагических и комических коллизий Шекспира становятся реальные жизненные отношения и интересы людей, человеческие страсти, их столкновения и борьба. Сверхчувственные элементы появляются в его произведениях только как предмет поэтической фантазии, вместо того чтобы быть теми грозными и казавшимися действительными силами, какими выступают они, например, в «Божественной комедии» Данте. Своим изображением жизни Шекспир как бы говорил: возможно, человека создал бог, но в дальнейшем судьба его стала зависеть от его собственной природы.

Шекспир освобождает человека от божественной предопределенности. В земном, человеческом он находит и объективный источник развития жизни, и ее идеал, воплощенный в великой идее гуманизма. Вместе с тем внутреннюю жизнь человека Шекспир воспроизводит в реальных формах самой этой жизни, что было величайшим завоеванием искусства. Какие бы сильные характеры и какие бы бурные страсти не показывал Шекспир, он вплоть до де талей верен жизни, не выходит за пределы естественного.

Гуманистическое внимание к человеку расширило сферу познания внутреннего мира личности. Внутренний мир героев Шекспира - многосторонний мир. На это указал Пушкин, сравнивая тины Шекспира с типами, созданными Мольером. В изображении человека ранний реализм в лице «коих величайших представителей - Шекспира и Сервантеса - сразу вносит принцип универсальности, художественно воссоздавая интеллектуальный, нравственный и психологический, нередко противоречивый, но вполне индивидуализированный облик человека. В «Гамлете» и в «Дон-Кихоте» с гениальной силой приоткрывается завеса над областью человеческого духа. Трагедия Дон-Кихота - по прежде всего трагедия человеческого разума, уже осознавшего необходимость борьбы со злом в жизни, но еще бессильного и наивного в понимании истинных его источников и проявлений. Примечательно, что писатели эпохи Возрождения уже не надеются на божественное откровение, сами пытаются решить великую проблему создания идеального человеческого общества.


 
Основное определяющее во внутреннем мире человека и писатели раннего Возрождения, и Шекспир видят в человеческих страстях. Великий сердцевед Шекспир раскрывает в своих произведениях человеческую природу прежде всего как мир страстей. Столкновения в борьбе страстей и порожденных ими интересов и стремлений составляют и ту почву, на которой разыгрываются трагедии Шекспира, и их арсенал. «Сущность человека - это страсти», мог бы сказать Шекспир, видевший в человеческих страстях ведущее начало, объективную, вытекающую из природы вещей закономерность жизни. Типический характер выступает в его произведениях, прежде всего именно как характер. Обусловленность поступков человека остается, но только источник ее перемещается с небес в самого человека, в мир его чувств и страстей. В методе художественного изображения человека развивается то, что можно назвать психологическим детерминизмом. Вместе с тем Шекспир уже осознавал влияние на характер и поступки человека реальных факторов внешнего мира. Шекспир видел, что в основе человеческих отношений лежат реальные, земные интересы людей. Маркс восхищался шекспировским пониманием общественной роли денег. Необходимая в реалистическом искусстве причинная связь между конкретно-исторической общественной средой и человеком уже обнаруживается в творчестве Шекспира. Все же созданные им образы воспринимаются прежде всего как «общечеловеческие» психологические типы и меньшей степени как определенные социально-исторические типы. Социальная дифференциация общественной среды в литературе Возрождения только намечается. Шекспир убедительно показывает могучую силу обстоятельств в трагических судьбах многих своих персонажей. Но он еще не мог проникнуть в тайны их объективной необходимости. Эпоха Просвещения открывает новый этап в развитии реализма. В XV в. перед общественной мыслью и художественной литературой со всей остротой стала проблема общественной среды, и её влияния на человека. Во влиянии общественной среды стали видеть не менее важную закономерность человеческого бытия, чем природа самого человека. Мольер еще в XV в. делает значительный шаг вперед в художественном решении этой существенной для развития реализма проблемы. Классицизм мало интересовался проблемой социально-исторической среды и ее влияния на человека. Но уже Мольер в «Критике иа «Школу жен» противопоставляет абстрактным страстям классицистической трагедии изображение нравов. Он прямо связывает характер и поступки некоторых своих персонажей со средой, в которой они живут, стремясь определить человека не только как психологический, но и как общественный тип. Пушкин, справедливо ставя шекспировское изображение внутреннего мира человека выше мольеровского, не отметил этого преимущества Мольера перед Шекспиром. Преимущество это возникло, конечно, как отражение времени. Английская революция середины XV в. и время фронды во Франции с достаточной ясностью раскрыли значение общественной среды и общественных противоречий.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Возникновение реализма в мировой литературе. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Другие сочинения по современной литературе > Возникновение реализма в мировой литературе
Другие сочинения по современной литературе

Другие сочинения по современной литературе


Сочинение на тему Возникновение реализма в мировой литературе, Другие сочинения по современной литературе