А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Другие сочинения по зарубежной литературе > Идеальный исторический тип «свой чужой» в парадигме ценностей эпохи Просвещения
Идеальный исторический тип «свой чужой» в парадигме ценностей эпохи Просвещения - сочинение


В эпоху глобализации, которая заставляет задуматься о легитимности постсовременных неоуниверсальных ценностей, с особой остротой встает вопрос о встрече “своего” и “чужого” в структуре национальных культурных традиций. Особенно это актуально в свете открывшихся в последние десятилетия обьективных угроз, по словам Ф. Фукуямы, “негативных экстернальностей” как проявлений нетерпимости по отношению к тем, кто не является членом определенной группы - национальной, религиозной, корпоративной, гендерной и др. Это в полной мере касается и таких специфических явлений, как “женский” и “мужской” культурные дискурсы, противостояние и взаимодействие которых отчетливо заявило о себе в эпоху Просвещения.

Эта эпоха не только санкционировала “свободу” проявления человеческого - в понимании большинства просветителей мужского интеллекта - для позитивного “подрыва” старого мира, но и положила начало практике новых символических жестов, стереотипов поведения и риторических фигур по отношению к такому сложному теоретическому и художественному построению как “женщина”. Известный историк искусства А. Хаузер писал об исключительной роли XVIII века в становлении нового типа взаимоотношений мужчин и женщин в художественной литературе. Это, по его словам, была “переходная эпоха”, которая “закончила эпоху рыцарской любви и провозгласила начало войны против любовного мезальянса”. Точкой отсчета немецкий исследователь называет роман аббата Прево “История кавалера де Грие и Манон Леско”, герой которого “испытывает мазохистский восторг в душевной исповеди о слабостях своего характера”]. Именно от крайностей характера влюбленного де Грие, по мнению исследователя, проложены сложные линии влияний на душевный эксгибиционизм Руссо и на волнообразные взлеты и падения героев просветительской литературы, проявлений презрения и уважения к ним, что демонстрируют в своих произведениях Лессинг и И. Гете.

Образ Манон стимулировал появление новой дискретной личности героя, который терял свою рациональную идентичность и не всегда мог объяснить логику своих поступков, апеллируя при этом к сложным чувствам по отношению к такой “своей” женщине, которая вдруг предстала как “чужая”. Если вспомнить, какую роль в эту эпоху сыграло рококо, где “сладость” жизни часто понималась как “сладость”, которую может подарить женщина, то подобное измене вне горизонтов в понимании места мужского “я” в литературе привело к новому осмыслению “иного-чужого”.

Вспомним того же Руссо, который продемонстрировал дискретность, “раздвоенность” собственного “я”: будучи одним из самых морализирующих авторов столетия, своими собственными поступками он продемонстрировал пример  “иного”, “чуждого” собственным декларациям поведения - своих собственных детей он отдал в приют. В то же время последовательный рационалист Вольтер, который объявил открытую войну всем “предрассудкам разума”, в “Метафизическом трактате” был вынужден признать: мужские вожделения по отношению к женщине зачастую “сильнее, чем его разум”. А Вовенарг в трактате “Введение в познание человеческого разума” (1746), последовательно отстаивая тезис о многообразии форм, в которых проявляет себя разум, однозначно утверждал: человек не способен и не должен управлять страстями.
Особый “свой”, то есть индивидуальный способ получения опыта со стороны “я”, логоцентричное понимание мышления и бытия вступили в принципиальное противоречие с появлением ощущения “тревожного иного (отличающегося)” человека. Впрочем, и сам “идеальный интеллектуал” эпохи Просвещения - объект постоянных полемик - часто выступал как аутсайдер, то есть в значительной степени “чужой”, доказывающий свою значимость в противостоянии с теми, кто составлял основной фон действительности. Собственно говоря, открытие “чужого” стало камнем преткновения для идеи просветителей о возможности интеграции человеческого рода в идеальную общность, общность “своих”, заставило задуматься над проблемами “прав гражданина” и “прав человека” - понятиями, которые в определенных обстоятельствах, как оказалось, далеко не совпадают и иногда даже противоречат друг другу. Тем более, если это касалось прав женщин, которые в эпоху Просвещения, по словам английских литературоведов Изабеллы Армстронг и Виржинии Блейн, “начали проявлять открытое недовольство приоритетностью искусственных мужских рационалистических ценностей” и противопоставили им особый тип “женской субъективной чувствительности”. Сегодня, как они считают, пришло время пересмотра традиционных историй литератур, поскольку было заново открыто и реинтерпретировано творчество женщин писательниц XVIII века, среди которых особо выделяются Мери Липпор, Анна Бербалд, Хана Мур, Шарлотта Смит и многие другие. Известная представительница феминистической критики Элейн Шоуалтер, акцентируя внимание на особом понимании так называемой “женской сферф” в XVIII веке, в этом плане делает очень важное уточнение: “Женщины-писательницы не пребывают ни внутри, ни снаружи мужской традиции: они одновременно находятся в двух традициях, это “подводное течение” основного русла”. Таким образом, речь идет не только о восстановлении исторической справедливости по отношению к писателям-женщинам, но и о поисках новых, нетрадиционных, возможно, альтернативных способах и моделях репрезентации в истории национальных литератур “другого”, “иного”, “подводного” дискурса, которым является дискурс этих женщин-писательниц. Принимая во внимание рационализацию проблемф “своих”, под которыми понимали тех, кто разговаривает “прозрачным” и “понятным” языком, - именно в эпоху Просвещения обострилась “теоретическая подозрительность” по отношению к “другому”. Его не столько пытались понять и принять, сколько стремились интегрировать (”завоевать”, если это касалось женщины) зачастую с помощью рационального “механизма” мужских “аргументов”, иногда путем интриг и коварства. Таким “другим”, напримером, предстает перед читателем героиня романа С. Ричардсона “Памела, или Вознагражденная добродетель” (1740), которая в силу своего воспитания и моральных принципов оказалась недосягаемой для самых ухищренных “мужских” тактик и стратегий соблазнения. Однако искренность поведения “чужой” Памелы, ее “чуждость” обычным человеческим слабостям и практическим интересам вызвали подозрение уже у самих просветителей - вспомним “Апологию жизни Памелы Эндрюс” Филдинга. Автор литературной пародии принципиально изменяет “оптику” видения персонажа: внешне самодовольная мораль Памелы, добродетель которой понимается Филдингом как девственность, превращается во что-то прямо противоположное. Оказывается, добродетель, понятая в таком ключе, может сохраняться и для чисто практической цели - ярмарки невест. Хорошо известно, что рациональный индивид утверждается не только как самодостаточное “я” - он пытается перенести мир своих желаний на окружающую действительность и увидеть результат своих “цивилизованных” деяний. В том числе эта стратегия распространяется на того, кто внезапно стал проявлять свое несогласие быть “включенным” в общую обойму оптимистов, которые связали надежду на счастье с необходимостью дистанцироваться от прошлого как от практики трагических ошибок и заблуждений. Этих “других” нужно было рационально описать, а также рассмотреть возможность “переубедить” их, доказать, что они стали жертвами ошибок и неправильных умозаключений. И здесь просветительский разум столкнулся с неразрешимой для него проблемой, поскольку взаимодействие “своего” и “чужого”, в том числе и на уровне интимных отношений мужчин и женщин, не всегда подчиняется рациональной логике причинно-следственных связей.




Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Другие сочинения по зарубежной литературе

Другие сочинения по зарубежной литературе


Сочинение на тему Идеальный исторический тип «свой чужой» в парадигме ценностей эпохи Просвещения, Другие сочинения по зарубежной литературе



Больше всего просматривают

  1. Сочинение на тему весна
  2. Сочинение на тему Тарас бульба
  3. Сочинение на тему Евгений Онегин
  4. Что такое счастье сочинение?
  5. Сочинение про маму
  6. Тарас бульба сочинение 7 класс
  7. Образ Хлестакова в комедии ревизор
  8. Моя будущая профессия сочинение
  9. Сочинение на тему мой друг
  10. Сочинение на тему зима
  11. Судьба Григория мелихова
  12. Сочинение на тему зимний день
  13. Тема жіночої долі у творчості шевченка
  14. Образ Евгения Онегина сочинение
  15. О чем просил Кутузова князь Андрей
  16. Сочинение о войне