А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Поэзия для детей проблематика и художественное своеобразие - сочинение

Большое развитие в XVII в. получает поэзия. Стихи того времени, адресованные детям, были, с современной точки зрения, еще довольно примитивными. Но именно с них на­чиналась детская поэзия. Редкая детская рукописная или печатная книга обходилась без стихотворений. Особенно много их было во второй половине XVII в., когда писались и произведения большого объема, которые мы теперь называем поэмами. Стихами излагались правила поведения, сооб­щались разные сведения о мире. Большинство стихотворений ано­нимны. Однако некоторые авторы известны были уже тогда, другие установлены теперь. Самым первым детским поэтом на Руси сле­дует считать справщика Московского Печатного двора Савватия. Справщик отвечал за содержание, грамотность книги. Поэтому на эту должность назначались самые образованные люди.

В настоящее время известно более десяти стихотворений Сав­ватия, написанных им специально для детей. Среди них - первое стихотворение в книге Московской печати, помещенное в азбуке издания 1637 г. Оно состоит из 34 строк. В стихотворении просто, теп­ло и ясно рассказывается читателю о книге, которую он держит в руках, восхваляется грамота, книжная премудрость, даются разно­образные советы, как учиться и как читать. По композиции это задушевная беседа с ребенком на интересную и важную для него тему.

Автор убеждает ребенка не лениться в учении, быть старательным, во всем слушаться учите­ля. Только в этом случае он может научиться «мудростному писанию» (грамоте), попасть в число «мудрых мужей» и стать «истин­ным сыном света». Позднее, во второй половине XVII в., стихотворение это широко распространялось через рукописные книги.

Большой   известностью   пользовалось   и   другое   стихотворение Савватия - «Прещение вкратце о лености и нерадении», состоящее из 124 строк.  В  нем  создан  отрицательный  образ  ученика,  способного, но ленивого  и  нерадивого.  Савватий старается  привить детям уважение к грамоте, восторженное отношение к образованию и презрение к невежеству. Автор подводит читателя к выводу, что учение - свет, а неучение - тьма. Как основное воспитательное средство Савватий использует убеждение, а как литературный прием - сравнение, уподобление. Например, он говорит, что бриллиант дорог игрой света, цветом, красками, а человек - образованием и «своим разумением».

В другом большом стихотворении, состоящем из 106 строк, наз­ванном «Азбука отпускная», создан образ положительного учени­ка, который внял советам своего учителя, старательно учился, и поэтому педагог научил его всему, что сам знал и умел. Это как бы напутственное слово ребенку в день окончания обучения.

Самым крупным поэтом XVII в. был Симеон Полоцкий. Настоящая его фамилия Петровский. В 1664 г. по приглашению русского царя Алексея Михайло­вича Симеон переехал в Москву, где открыл школу, стал прини­мать активное участие в литературной и общественной жизни.

Симеон Полоцкий принимал участие в создании букваря 1664 г. Им же составлен целиком букварь издания 1667 г., который был переиздан в 1669 г. Написанное Симеоном предисловие для этого букваря является выдающимся педагогическим трактатом XVII в.

Но наибольший интерес представляет букварь 1679 г. В нем помещено два стихотворения для детей: «Предисловие юношам, учитися хотящим» и «Увещание». В первом из них рассказывается о книге, восхваляется грамота, содержатся призывы к детям хо­рошо учиться, ибо тот, кто трудится в юности, будет пребывать в покое в старости. Из всех трудов наибольшее удовольствие и поль­зу приносят чтение и учение. Второе стихотворение помещено в конце книги. Он написал стихотворные  предисловия   к  изданным   им  для детей книгам  «Тестамент»  и  «Повесть  о  Ваарламе  и  Иоасафе». В них он рассказывает о содержании книг, обращает внимание на самое главное, стараясь заинтересовать детей, подготовить к восприятию.

Самыми главными книгами Симеона Полоцкого являются «Риф. мологион», имеющий 1308 страниц большого формата, и «Верто­град многоцветный», состоящий из 1316 страниц. Книги были пред­назначены, по словам автора, «в пользу юных и старых», которые могли в них «ума словес поискати» и читать «к научению возраста своего». В книгах немало стихотворений, доступных детям, в том числе приветственные стихи от детей к родителям, родственникам и покровителям.

Были доступны детям и приобретшие большую известность сти­хи о природе, минералах, животных, растениях, занимательные ле­генды  и т.  п.  Вот, например, стихотворение  «Дуга»   («Радуга») или стихи о земле и воде.


 
Будучи учителем по профессии и выдающимся поэтом своего времени Симеон Полоцкий внес значительный вклад в создание литературы для детей. Первым русским писателем и поэтом, чье творчество было целиком посвящено детям, был Карион Истомин. Во всех своих произведениях Карион Истомин прославлял науку, “просвещение, ‘яги Он считал, что учиться должны все: дети всех сословий, мальчики и девочки, люди всех национальностей. Наука, по словам Кариона Истомина, должна избавить людей от нужды и горя. Хотя в большинстве своих стихотворений Истомин непосред­ственно адресовался к царевичам, но предназначал их для всего русского народа. При жизни Кариона Истомина вышли три его книги для детей и полный комплект учебников. В другой детской книге Кариона Истомина - Большом букваре было 11 стихотворений. Кроме этого, он написал более десяти стихотворных книг. Так, в книге «Полис» рассказывается о всех, временах года, частях света, разных странах. В стихотворной книге «Домострой», состоящей из 176 строк, на ярких примерах, образно излагаются правила поведения. Основное содержание правил сводится к требованию заниматься изучением «наук свободных» и т. п. «Книга вразумления» была преподнесена одиннадцатилетнему царевичу Петру в день его рождения (23 июня 1683 г.). Это своеоб­разная программа для будущего царя. Поэт призывает царевича учиться «во юности» вместе «с рабами твоими, в летах равными», ибо образованные слуги - «царству краса». Произведение это отличается лирической теплотой, звонкими рифмами. Здесь впервые появляются силлабо-тонические строки. На стихах Кариона Истомина воспитывались не только Петр III детстве и его сын Алексей, но и довольно широкие слои общества так как стихотворения распространялись не только в печатном, но в рукописном виде. Произведения сыграли важную роль в подготовке петровских реформ, в создании благоприятной для них атмосферы. Петр 1 получил интерес к наукам, к знаниям, к просвещение еще в детстве через стихи Истомина. Итак, в XV-XVII вв. существовала древнерусская литература для детей, которая играла важную роль в культурной жизни тогдашнего времени, в распространении просвещения, в развитии науки. Она готовила читающую, жадную к знаниям публику. Особенно большой вклад в развитие детской литературы внесло творчество Савватия, Симеона Полоцкого и Кариона Истомина. Всю историю древнерусской детской литературы можно раздев лить на четыре периода: * вторая половина XV - первая половина XVI в., когда появились первые познавательные произведения; * вторая половина XVI - начало XVII в., когда было издано 15 печатных книг для детей; * 20-40-е гг. XVII в., когда начинается регулярное стихотворство; * вторая половина XVII - период мирования разных жанров и видов детской литературы.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Поэзия для детей проблематика и художественное своеобразие. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Другие сочинения по зарубежной литературе > Поэзия для детей проблематика и художественное своеобразие
Другие сочинения по зарубежной литературе

Другие сочинения по зарубежной литературе


Сочинение на тему Поэзия для детей проблематика и художественное своеобразие, Другие сочинения по зарубежной литературе