А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Рассказ о творчестве Софокла - сочинение




Вторым великим трагиком Древней Греции является Софокл (около 495-406 гг. до н. э.). Почему Софокл занимает срединное положение в трехзвездии афинских трагиков? Это связано не только с его возрастом (он младше Эсхила, но старше Еврипида), но и с некоторыми чертами его биографии.

Согласно античной легенде, биографии трех великих трагиков соотносятся со значительным историческим событием - битвой при Саламине в 480 г. до н. э., в которой греки разгромили персидский флот. Так вот, зрелый муж Эсхил принимал участие в этом сражении, мальчик Софокл приветствовал возвращение победителей в составе праздничного хора, Еврипид же родился в год Саламинской битвы.
Софокл родился в Колоне, предместье Афин. Его отец был владельцем оружейной мастерской. Софокл получил достаточное по тем временам образование. Позднее он неоднократно занимал выборные должности, но ничем не выделялся среди прочих «честных афинян», имевших определенный вес и авторитет в обществе. Интересно, что Софокл не избегнул своеобразного античного мистицизма: он верил предсказаниям оракулов, в вещие сны и даже некоторое время был жрецом одного из местных мистических культов, проповедовавших чудесные исцеления. Софокл был любимцем афинян: после смерти он был причислен к миру героев. К его могиле на протяжении долгих лет приносились ритуальные жертвы.

Творческое наследие Софокла огромно: за 60 лет он написал 123 пьесы. 24 раза он получал на состязаниях авторов-трагиков призы и ни разу в более чем ста соревнованиях не занимал последнего места. Этот результат не удалось превзойти никому из античных трагиков. До нашего времени дошло лишь 7 полных трагедий Софокла и ряд отрывков. Среди сохранившихся трагедий следует назвать такие произведения, как «Антигона», «Царь Эдип», «Эдип в Колоне», «Электра», «Филоктет». Все они отмечены печатью замечательного драматического мастерства.

Герой Софокла выглядит более самостоятельным, чем герой Эсхила. Он в большинстве случаев сам (или почти сам) решает, как ему действовать. Софокл редко выводит на сцену богов, а действие высших сил проявляется в оправдании или осуждении избранной героем линии поведения. Автор считает, что покорность воле богов — лучший способ жизни для смертного. Однако человеку свойственно неведение (у Софокла неведение - философская категория), ведущее к страданию. Но лишь в страдании, согласно мнению великого трагика, обнаруживаются лучшие черты человеческой натуры. И еще одна особенность, характеризующая драматургию Софокла: в центре его трагедий кризис человеческой индивидуальности, а не рода. Софокл отказался от принципа трилогии, присущего Эсхилу, сделав каждую трагедию сюжетно законченной. Кроме того, он вывел на сцену третьего актера, разнообразя действие участием второстепенных персонажей (третий актер исполнял несколько ролей поочередно).



 
Все трагедии Софокла по-своему замечательны, но есть среди них одна, ставшая несомненно знаковой в истории европейского искусства. Это трагедия «Царь Эдип». Уже современники Софокла считали ее несомненным шедевром. Редкий случай: эта точка зрения сохраняется и сегодня. Не будем забывать, что миф об Эдипе послужил основой и для трилогии Эсхила. Софокл излагает сюжет мифа по-своему. Фиванский царь Лай получил предсказание, согласно которому ему грозит смерть от руки собственного сына. Устрашенный Лай приказал проколоть ноги новорожденному сыну и бросить его на горе Киферон. Но мальчик не погиб: его нашли слуги коринфского царя Полиба. Царь усыновил младенца и дал ему имя Эдип. Став взрослым, Эдип случайно услышал, как один пьяный коринфянин назвал его мнимым сыном Полиба. За разъяснением Эдип обратился к дельфийскому оракулу, тот не дал прямого ответа, но сообщил, что спрашивающему суждено убить родного отца и жениться на собственной матери. Испуганный Эдип решил не возвращаться в Коринф и направился в Фивы — на свою настоящую родину. По дороге ему повстречался старик (им был Лай - отец Эдипа). Завязалась ссора, и Эдип убил старика. Затем он освободил Фивы от наводившего ужас на горожан чудовища — Сфинкса. Благодарные фиванцы сделали Эдипа царем, ведь престол был свободен после смерти Лая, о причине которой горожане не догадывались. Эдип женился на Иокасте - вдове Лая (и собственной матери), имел от нее детей и в течение многих лет успешно правил Фивами. Итак, убегая от собственной судьбы, Эдип, наоборот, приближался к осуществлению пророчества. Обратим внимание на то, как древнегреческие зрители воспринимали эту трагедию (и, к слову говоря, большинство трагедий). Они знали сюжет мифа в подробностях, от начала до конца, и поэтому весь интерес зрителей сосредоточивался на саморазоблачении Эдипа, на том, как невольный преступник сам раскрывает собственные злодеяния. Фивы поражает кара свыше: в городе свирепствует моровая язва. Дельфийский оракул дает недвусмысленный ответ: в городе пребывает убийца царя Лая - и это причина эпидемии. Эдип предпринимает самое настоящее расследование, ведь он остается в неведении относительно личности старика, убитого им давным-давно. Прорицатель Тиресий хочет пощадить царя, но все же вынужден сказать, что убийца Лая — Эдип. В итоге ужасная истина становится явной: Иокаста с рыданиями покидает сцену. Пораженный горем Эдип выкалывает себе глаза и требует для себя изгнания. Хор подводит итог жизни царя, причем слова, исполняемые хором, полны глубокого участия к Эдипу. По содержанию трагедии дальнейшая судьба преступного царя остается неясной. Хор прославляет дельфийского оракула и скорбит об ослаблении древнего благочестия, падении веры. Рассказ о творчестве Софокла будет неполным, если мы не вспомним о предсмертном произведении трагика — «Эдип в Колоне». В конце жизненного и творческого пути Софокл вновь обращается к разработке мифа об Эдипе. Автор обратился еще к одной легенде, повествующей о смерти Эдипа в Колоне, предместье Афин (откуда был родом сам Софокл). В «Эдипе в Колоне» автор дает образы слепого отверженного старца, его верной спутницы - дочери Антигоны, другой дочери Исмены и сына Клеонта. Имя Эдипа приводит в ужас всех встреченных им людей. Но царь-изгнанник умирает чудесной смертью избранника богов и становится источником благодати для Афин, приютивших его. Так утверждается невиновность Эдипа перед лицом высших сил. Провидению, року подвластны даже боги. Обращает на себя внимание высокое искусство характеристики героя, которым в полной мере обладает Софокл. Созданные им образы и сегодня вызовут немалый интерес у театрального зрителя. Герои Софокла более человечны, а их внутренняя жизнь богаче, чем у героев Эсхила. Большое внимание трагик уделял разработке женских образов, чего не найдешь у того же Эсхила.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Рассказ о творчестве Софокла. Поищите еще с сайта похожие.

Другие сочинения по зарубежной литературе

Другие сочинения по зарубежной литературе


Сочинение на тему Рассказ о творчестве Софокла, Другие сочинения по зарубежной литературе